Вскоре после прилета в аэропорт Тегерана, представителей СМИ без объяснения причин депортировали на Родину. Причем местная погранслужба действовала настолько стремительно, что, как выяснилось позже, не успела положить в самолет багаж гостей из России.
Поездка представителей российских СМИ в Иран после избрания президентом Ахмади Нежада по замыслу организаторов должна была продемонстрировать открытость нового режима и его готовность к более тесному сотрудничеству с Россией. В рамках визита предполагалось, что журналисты встретятся с руководством республики, посетят учебные заведения и увидят достижения иранской автомобильной промышленности. Поездка готовилась несколько месяцев, а ее сроки неоднократно переносились по просьбе иранской стороны.
Чуть меньше четырех часов полета, и глубокой ночью наш самолет зашел на посадку в аэропорту Тегерана. Сверху иранская столица выглядела бескрайним морем огней - кажется, что они занимали все пространство до горизонта.
Прямо у трапа стоял микроавтобус - в руках у водителя табличка с нашими фамилиями. Учтивые хозяева собрали паспорта. Через минут десять нам принесли стандартные бланки заявлений - просьбу на предоставление 72-часовой визы в Иран. Пока мы заполняли бумаги, представитель принимающей стороны Хабиб с улыбкой вспоминал различные случаи из своей биографии, когда требовалось быстро оформить визу в аэропорту Тегерана бизнесменам из России. По его словам, сделать это было просто. Иран, объяснил Хабиб, старается привлечь туристов.
Внезапно проскользнула информация, что пограничная служба якобы вызвала для консультаций представителя иранского МИДа. Мы спросили: с какой целью, в ответ - молчание. Время от времени в комнату, где нас посадили, входили какие-то люди с военной выправкой. Они колючими взглядами осматривали нас, но когда мы пытались выяснить, что произошло, равнодушно разводили руками - не понимаем. У нас забрали журналистские удостоверения. И вновь попросили подождать.
Затем к нам подошел невысокий человек в форме. Позвал жестом - следуйте за мной. С портрета на стене нас проводил равнодушным взглядом духовный лидер Ирана аятолла Хомейни.
Мы торопливо прошли вдоль здания аэровокзала. На твердых скамейках, подложив что придется под голову, спали пассажиры - по виду иностранцы. Женщины в полудреме то и дело хватались руками за спадающие с голов косынки. Время от времени они открывали глаза и сонно косились по сторонам. Наш проводник, не останавливаясь, довел нас до стеклянной двери с надписью: "Вылет". В этот момент до нас первый раз отчетливо дошло - нас отправляют домой. Но о причинах спросить было не у кого. Вокруг - молчаливые служащие аэропорта. Без объяснений нас едва ли не силой оттеснили в зал для транзитных пассажиров. Кто-то торопливо сунул нам в руки мятые квитанции на получение багажа.
Только в Москве, со слов организаторов поездки, стали известны неофициальные причины депортации. Якобы во всем виноват чиновник в министерстве печати, который должен был поставить в известность о прилете российских журналистов иранский МИД. Однако этого не сделал. Так что всему виной - обычная бюрократическая неувязка.
Правда, выглядит такая версия не слишком правдоподобно. Иранское посольство в Москве не могло не знать о поездке российских журналистов. И наверняка проинформировало о ней свое начальство. Но даже если принять на веру версию о бюрократической неувязке, то в данном случае она скорее послужила лишь формальным предлогом для депортации представителей российских СМИ.
Настоящей же причиной решения иранских властей выслать российских журналистов могло стать нежелание "режима аятолла" демонстрировать россиянам происходящие в стране внутриполитические процессы. В середине августа ожидается инаугурация нового президента Ирана Нежада. Однако до сих пор главе государства не удалось сформировать правительство. Эта работа проходит в обстановке строгой секретности. По некоторым данным, новый глава Ирана уже обратился примерно к 200 возможным кандидатам на министерские посты с просьбой написать автобиографии и планы действий на случай прихода к власти. Своей собственной заранее подготовленной политической команды у Нежада нет - слишком неожиданной была его победа на президентских выборах.
Не исключено, что сейчас в Тегеране проходит наиболее активная фаза консультаций по кандидатурам будущих министров. И руководству страны оказалось недосуг отвлекаться на российских журналистов. К тому же после заявлений иранских властей о возобновлении программ по обогащению урана резко осложнились отношения между Тегераном и Евросоюзом. Не сегодня-завтра ядерное досье Ирана может оказаться в Совбезе ООН. Так что в эти сложные для Ирана дни власти страны, возможно, решили под любым предлогом отменить визит российских журналистов. Но сразу оговорюсь - это не более чем версия.
Впрочем, возможно и другое объяснение сложившейся ситуации. По слухам, после прихода к власти Нежад намерен серьезно обновить состав многих министерств, работа которых его не устраивает. Такие планы беспокоят сотрудников этих ведомств. Так что не исключено - причиной депортации стало намеренное бездействие тех чиновников, от которых зависел визит российских журналистов. Они поставили цель на прощание "насолить" новому главе государства. И своего добились. Отсюда - бюрократические неувязки, которые кажутся смехотворными, но которые привели к высылке российских журналистов.
Однако независимо от того, что именно послужило предлогом, а что - конкретной причиной депортации представителей российских СМИ, очевидно: Тегеран оказался весьма ненадежным партнером, не сумев нормально организовать поездку. Пригласить, а затем отправить гостей несолоно хлебавши домой - говорит о неспособности новых иранских властей держать обещания. Не говоря уже о моральной стороне проблемы. И о таких особенностях национальной политики, наверное, не стоит забывать тем представителям России, которые ведут переговоры о поставках ядерного топлива на атомную станцию в Бушер. "Бюрократические неувязки" могут существовать в любом государстве. Однако не все страны депортируют иностранных журналистов, которых ранее пригласили в гости.