Министра не ждали: в Михайловском районе он сам полчаса прождал появления на рабочем месте участкового. Как выяснилось, тот отсутствовал по уважительной причине: вразумлял пьяницу-дебошира в неблагополучной семье. Пока министр ждал, дама, председатель местного общественного совета, убеждала его, что их майор - мудрый, уважаемый, добросовестный человек и милиционер. Как Анискин.
Кстати, всего в МВД России - 50 тысяч участковых уполномоченных, которые раскрывают каждое пятое преступление. Много это или мало, если всего в прошлом году было раскрыто милицией почти 1миллион 570 тысяч преступлений, а за последние шесть месяцев - 875 тысяч? Вот и на счету немолодого уже майора, которого так терпеливо ждал министр, с начала года - 16 раскрытых преступлений.
В Озерском ОВД все участковые - сплошь молодежь, прослужившие по два - три года. Лейтенанты с перепугу долго не могли понять, чего от них хочет аж сам министр. Но потихоньку пришли в себя и уже без бумажки рассказали о "подведомственных" гражданах - у кого какие беды либо "трения" с законом. Кстати, всего участковые уполномоченные по России опекают 4 миллиона таких вот сложных личностей. Жалоб и каких-то материальных просьб, к удивлению министра, опять не было. Участковые высказали лишь робкое пожелание обновить кое-какую оргтехнику. И то после того, как Нургалиев обратил внимание на то, что помещение для приема граждан обустроено из рук вон плохо.
Не всем увиденным в районных отделениях министр остался доволен. Например, кое-где Нургалиев порекомендовал заменить стекло в дежурной части с зеркального на прозрачное:
- Это у вас такой стиль общения с людьми? К вам приходит человек за помощью и с кем говорит - с собственным отражением? А вопросы безопасности отделения решайте иначе.
В другом отделении министру категорически не понравилось оформление уголовных дел: пустые фразы, нет конкретики, выводы написаны будто под копирку. Какая уж тут может быть раскрываемость?
Нургалиев не скрывал, что его особенно волнует проблема соблюдения и защиты сотрудниками милиции законных прав и интересов граждан. О том, что с этой защитой у его подчиненных не все в порядке, министр знает из публикаций СМИ, писем и обращений, приходящих от простого народа. И, разумеется, из внутриведомственных отчетов. За прошлый и первый квартал этого года, как доложили министру, выявлено 37 597 случаев правонарушений его подчиненных. Из них 3106 - должностных, и 1872 - уголовных.
А чтобы впечатление от увиденного было не очень однобоким, Нургалиев пообщался с главами местных администраций и прокурорами. Как известно, далеко не всегда и везде милиция и местные органы самоуправления успешно взаимодействуют.
Такие внезапные поездки, сообщили "РГ" в аппарате министра внутренних дел, теперь станут регулярными. По мнению Нургалиева, полезно иногда сравнивать присылаемые в Москву доклады с личным впечатлением и таким образом корректировать реформирование всей милицейской структуры.
Как пояснил Нургалиев, он приехал не с инспекцией, ему не нужны формальные отчеты:
- Мне важно понять, с какими проблемами, в том числе и психологическими, столкнулись сотрудники, в чем министерство может им помочь? Как у них складываются отношения с населением? Обеспечены ли они жильем, транспортом? Нравится ли им служба?
Как сообщили "РГ" в аппарате министра, глава МВД не собирался по итогам поездки делать "оргвыводы". Пока, подчеркнули наши источники, его внезапные визиты - сугубо ознакомительные. Но это пока.