02.08.2005 02:00
Экономика

Бытовые услуги не пользуются спросом у россиян

Большинство россиян в быту предпочитают самообслуживание
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (517)
Читать на сайте RG.RU

По сравнению с 1990 годом в России вдвое сократилось число прачечных, втрое - предприятий химчистки и крашения, по ремонту и пошиву швейных и трикотажных изделий. Прискорбный факт, но устойчивая динамика сохранялась в оказании ритуальных услуг. Причина такого роста не в большей роскоши похорон и памятников для отдельных категорий усопших, а в сокращении средней продолжительности жизни.

Решающим фактором невостребованности многих видов услуг стало отсутствие платежеспособного спроса. В то время доходы населения, как известно, резко упали. В новом веке положение медленно, но меняется. Именно благосостояние простых людей способно придать отрасли цивилизованное обличье.

Десять процентов самых богатых россиян потребляют в 30 раз больше бытовых услуг, чем такое же число бедных. Очевидно, что в решающей степени на развитие этого рынка оказывают находящиеся между двумя этими группами 80 процентов населения. Именно транспортные, жилищно-коммунальные и бытовые услуги первой необходимости вместе с услугами связи занимают более 70 процентов в совокупном объеме всего платного сервиса.

По оценкам экспертов, снижение доли бытовых, санаторно-оздоровительных, юридических и ряда других услуг происходит на фоне роста расходов населения на оплату услуг ЖКХ, связи, медицины. Реформа ЖКХ, переход от натуральных льгот к денежным выплатам, грядущие преобразования в здравоохранении и высшей школе, по всей видимости, закрепят эту тенденцию. Увеличение цен и тарифов привело к тому, что люди обращаются к платным услугам не тогда, когда им хочется, а в силу вынужденных обстоятельств. Понятно, что спрос, продиктованный исключительно жизненными обстоятельствами, малоперспективен для динамичного развития рынка. Катализатором в этой сфере может служить только желание потребителя.

Тем не менее бытовое обслуживание с начала века растет адекватно доходам населения. В 2003 году, к сожалению, более свежих данных нет, опережающими темпами увеличивались услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (5,3 процента над уровнем 2002 года), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (4,2 процента), услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (3,5 процента). Как говорится, невооруженным глазом видны интернет-бум и могучая поступь мобильной связи. Причем неосвоенных пространств у них еще много.

Примечательно, что на платные услуги оказывает влияние дифференциация не только в доходах населения, но и в территориальном развитии. Так, в 24 субъектах Федерации транспортные услуги занимают более 25 процентов в общем объеме. В 23 регионах они не превышают 15 процентов.

По данным профильного комитета ТПП РФ, ситуация в столице отличается от сложившейся по стране в целом. Здесь сложился круг потребителей, имеющих реальную возможность и потребность получать определенный набор услуг. В Москве оказывается пятая часть всего объема бытовых услуг Российской Федерации. По отдельным же видам картина еще контрастней. На первопрестольную приходится 40 процентов всех услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и столько же, увы, всех ритуальных услуг, 44 процента услуг химической чистки и крашения, 47 процентов услуг прачечных, 22 процента услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий. По объему услуг на одного жителя Москва занимает первое место в стране. Но не спешите завидовать москвичам, которым рождение, весь зачастую недолгий жизненный цикл и сама смерть обходятся очень и очень дорого по сравнению со многими другими городами и регионами.

Кстати, в пятерке лидеров по объему услуг на одного жителя вместе со столицей присутствуют Московская, Ростовская, Брянская и Мурманская области. В этих пяти регионах в 2003 году было оказано 37 процентов всех услуг в целом по стране.

Где, как не в сфере услуг, развернуться частнопредпринимательской инициативе, малому бизнесу? Так оно и произошло. Индивидуалы (ПБОЮЛ) освоили практически все виды бытового обслуживания, кроме химчистки и... банного дела. Речь, конечно же, идет о банях общего пользования. Что касается малого бизнеса, то его доля - от 46,3 до 96,8 процента - стала определяющей в бытовых, туристских, медицинских, ветеринарных и правовых платных услугах. Активно развиваются невиданные до недавнего времени виды деятельности - услуги в области аудита, рекламы, оценки имущества, посредничество в сделках с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и т.п., причем на таких новых направлениях первопроходцем и закоперщиком выступает именно частное предпринимательство, малый и средний бизнес.

Сфера услуг как составная часть всего потребительского рынка не поддается полному и достоверному измерению. Можно угадывать тенденции, используя обрывочные данные из различных источников.

Экспертные оценки российского потребительского рынка на 100-150 миллиардов долларов отличаются от официальных данных. Ничего себе расхожденьице!

Статистику легко обидеть, указать, к примеру, на отсутствие достоверной и полной базы первичной информации, применение "методологически несовершенных и аналитически сомнительных расчетов". Но и эксперты, будь они хоть трижды из Всемирного банка, не обладают точным измерительным инструментом, чтобы вопреки Козьме объять необъятное. Доля так называемой ненаблюдаемой экономики у нас особенно велика там, где речь идет о "живых деньгах", наличных, а это, как известно, в первую очередь торговля и сфера обслуживания.

Прибегнуть к показателям реальных доходов населения - все равно что заглянуть в кривое зеркало.

По словам генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Александра Борисова, "с начала 2005 года было произведено изменение методики расчета индекса промышленного производства, который теперь стал как бы безотраслевым. Но это только усугубило ситуацию, ибо произошло то, что называется "сбой динамических рядов", и не совсем ясно, разработаны ли переходные ключи от старых к новым. Отсюда такая путаница в оценках результатов первого квартала года, и я уже не говорю об анекдотических изменениях роста ВВП за 2004 год, которые имели место в течение нескольких дней в начале 2005 года.

И в финансовом секторе, где уже несколько лет невозможно рассчитать показатель скорости обращения денег и в области производства товаров и услуг, и особенно на потребительском рынке, динамика роста реальных доходов населения не соответствует данным по номинальной и реальной заработной плате".

По оценкам Гильдии маркетологов, расхождение официальной и экспертной оценок по доходам сократилось более чем вдвое с 2000 по 2004 год с 39 до 17 процентов. Но ведь и такое расхождение ощутимо влияет на оценку динамики ВВП страны. На практике же в результате сложившейся ситуации управление экономическими процессами становится невозможным из-за отсутствия количественной основы для принятия правовых решений и неадекватного понимания реального состояния общехозяйственной конъюнктуры.

В 2008 году Росстат предполагает провести всеобщую экономическую перепись в России. Возможно, тогда мы получим реальную картину хотя бы по количеству экономических объектов. А пока будем колебаться вместе с графиками официальной статистики, считает Александр Борисов.

Возглавляемый им профильный комитет ТПП РФ недавно провел обсуждение реальных параметров потребительского рынка в России. Объять необъятное, конечно же, не удалось. К "необъятному" следует добавить контрабанду и контрафактную продукцию, необлагаемые налогом услуги "шабашников", "неучтенку" легальных товаропроизводителей. Кроме того, существуют криминальные сегменты потребительского рынка - проституция, наркоторговля, сбыт оружия. Как ни крути, часть доходов населения тратится на эти цели. Хотя бы на общественных началах найти подходы к определению "реальных параметров" дело полезное.

Но российский сервис не может не становиться все "навязчивее", расширяя палитру услуг, улучшая их качество и культуру исполнения. Потребитель, стесненный в средствах и знакомый уже не понаслышке с мировым уровнем сервиса, разборчив, придирчив и осторожен. Пока в основной своей массе он выбирает самообслуживание в быту, так что без навязчивости не обойтись.

Иллюстрация:
  • Объем бытовых услуг населению по видам
  • Структура бытовых услуг населения
  • Товары и цены