Пока власти делят дорогу, а географически половина ее принадлежит Хабаровскому краю, половина — Еврейской автономной области, жители требуют референдума, по которому хотят, чтобы вся дорога отошла Еврейской автономной области. В обращении губернатору Хабаровского края, селяне спрашивают: «С 1994 года дорогу не ремонтировали, а отсюда запоздалая медицинская помощь, отсутствие почты, напряженка с товарами народного потребления. Как жить? Хоть кукуй…».
— Бесхозные дороги, которые никому не принадлежат, проблема, которую мгновенно решить нельзя, — комментирует ситуацию заместитель председателя правительства края по вопросам промышленности, транспорта и связи Сергей Зражевский.
— Таких дорог, оставшихся без хозяина, в крае насчитывается более двух тысяч километров. Для восстановления дорог необходимы инвесторы, которых пока нет…
Исполняющий обязанности главы Охотского района Станислав Терехов на расширенное заседание правительства Хабаровского края, где обсуждали дорожные проблемы, не приехал: дорога из Охотска в аэропорт размыта. Ее топит из года в год и все на одном участке, в низине, особенно ближе к осени, когда из-за проливных дождей большинство дорог на севере края превращается в реки. Вроде бы и отсыпали трассу гравием и бульдозерами утрамбовали, а все равно природа сильнее человека, вымывает камни, уносит щебень и песок.
— Как держите натиск стихии? Восстановили ли автомобильное сообщение? — кричу я в телефонную трубку.
На связи Охотск, Терехов:
— Сейчас практически восстановлено сообщение на участке дороги Охотск — аэропорт и между поселками Новое Устье — Вострецово. А что будет дорогам от воды? У нас нет асфальта, дороги грунтовые. Может, еще крепче будут. К тому же они так называемого территориального пользования, за них мы не в ответе. Составим смету ущерба от стихии, отправим в край, пусть ремонтируют. До внутрипоселковых дорог, которые мы содержим, вода, как правило, не доходит. Так что можно с уверенность сказать: наши дороги не пострадали…
И кто поедет по таким дорогам, которые обозначены лишь на карте, но их нет на местности? Как в отдаленные поселки приехать, как доставить груз? Самолетом много не навозишь — накладно.
Но почему-то на заседании краевого правительства дорожники и министры больше ссылались на непредвиденные обстоятельства.
Сергей Зражевский привел несколько примеров. Так, на новой автодороге Лидога — Ванино, на участке 51 – 62 километры, дорогу вспучило. На скоростных автотрассах в Хабаровске: проспекте 60-летия Октября и улице им. Морозова, строители вместо 50 сантиметров гравия отсыпали 10 – 15 сантиметров, от чего дороги повело. Недостатки конечно устранили, но какой ценой? Двойной!
Директор «Крайдорпредприятия» и генеральный подрядчик хабаровских дорог Виктор Петухов вину признал, говорит, что все наказаны, и даже уволен директор Бикинского ДРУ, а сам филиал расформирован. Но, как можно качественно работать, если большинство техники на 90 процентов изношено. К тому же в этом году каждый сантиметр дороги обрел своего хозяина. На баланс дорожников передали бывшие лесовозные дороги на Циммермановку, Де-Кастри, Софийск, на которых уже вековой лес растет, а также дорогу на Николаевск-на-Амуре, где сгнило 20 мостов. А денег на внеплановый ремонт нет.
За три года в Хабаровском крае с нуля проложено 56 километров дороги, отсыпано и закатано в асфальт. За каждый километр заплатили по миллиону долларов. А когда такая дорога себя окупит? К тому же еще старые дороги отвлекают, требуют к себе повышенного внимания. Ежегодно дорожники ремонтируют лишь 18 – 20 процентов автодорожного полотна.
Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, сам автолюбитель, немало исколесив дорог за рулем, прекрасно знает, как сегодня работают строители. Рассказывает: «Разровняли грейдером, бросили в грязь асфальт, вот вам и дорога, а с первым дождем ее унесли на колесах автомобили. Что это за технология в двадцать первом веке?».
По словам Ишаева, так никаких денег на дороги не хватит: «Будем топтаться на месте, а нам надо идти в глубинку, выходить к портам».
— Как вам наши дороги? — задаю вопрос Игорю Андрееву, профессиональному перегонщику автомобилей с востока на запад.
— Есть трудности на некоторых участках дороги, но вот читинское направление — это настоящее боевое крещение. Машины цепляют дном каменистые валуны на обходах, где дорога еще толком не отсыпана. Встречались на нашем пути и броды — разлившиеся ручьи, на 20 метров в ширину и метр глубиной. Машины просто плыли, задевая колесами дно лишь чуть-чуть. На одном таком водном спуске машины выдергивали лебедкой, с другого берега…