Когда председательствующий на суде Николай Лавров назвал сроки наказания - в зале повисла тишина. Адвокаты просто застыли на несколько секунд. Подсудимые опустили головы. Улыбка, которая практически все шесть дней оглашения вердикта не сходила с лица бывшего судьи из Бутырского района столицы Василия Савелюка, сменилась гримасой боли и растерянности, когда ему назначили 12 лет исправительных работ за колючей проволокой. Бывшую его коллегу из того же суда Нину Ивченко, которую приговорили к 14 годам колонии, начала бить мелкая дрожь. Бывшая служительница Фемиды из Бабушкинского суда Москвы, Нина Мишина, которой назначено 11 лет провести за решеткой, побледнела и медленно опустила голову. Все они тут же были взяты под стражу - бывшие судьи находились до оглашения сроков наказания на свободе с подпиской о невыезде и на процесс приходили без конвоя.
В приговоре суд также запретил бывшим судьям занимать государственные должности в течение трех лет после освобождения. И постановил, что иск о возмещении материального ущерба государству, заявленный управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы, "должен быть рассмотрен в порядке гражданского производства, в ходе которого будет определена и окончательная сумма ущерба".
В то, что это уголовное дело сможет завершиться обвинительным приговором, вообще мало кто верил. Еще бы, ведь в масштабных аферах обвинялись трое федеральных судей. Как утверждают следователи, эта неприглядная история началась еще в середине 90-х. Идея уводить у государства жилье пришла в голову некому гражданину Алексею Евстафьеву. Собиралась информация о жилье, которое освобождалось за смертью хозяев. Обнаружив родных умершего, мошенники фальсифицировали документы в их пользу. Это были либо завещания, либо решения судов в пользу наследников. Жилье сразу после этого переставало быть "ничейным", и очередники на него претендовать не имели права.
Проворачивать такую многовходовую аферу без помощи и поддержки настоящих судей было бы просто нереально. И такие судьи нашлись - Ивченко, Савелюк и Мишина. Чем занимались судьи в этой веселой компании? Втихую, не ставя в известность московские власти, что у них освободилась жилплощадь, они единолично выносили решения о признании права на квартиры либо липовых родственников, либо просто мошенников. Общая сумма судейского беспредела - 2,5 миллиона долларов. Именно в такие бешеные деньги оценена 71 квартира, которую не получил город. Потерпевшим по этому уголовному делу признан Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы.
Красиво задуманная схема присвоения квартир работала около трех лет. В 2000 году главу аферистов Евстафьева взяли. Следствие шло очень тяжел о. В прошлом году Московский городской суд признал его и еще троих подельников - Александра Клюса, Анатолия Вака и Людмилу Яроцкую - виновными в совершении преступления. Сроки они получили - от 9 до 12 лет в колониях.
После них наступила очередь судей, по сути, ключевого звена аферы, без которых махинации были бы невозможны.