03.08.2005 03:00
Культура

Почему россияне перестали читать

Кто виноват в том, что российские школьники мало читают
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3837)
Читать на сайте RG.RU

Кто виноват в том, что российские школьники мало читают? По мнению директора Института возрастной физиологии Российской академии образования академика Марьяны Безруких, это родители, которые, пытаясь вырастить вундеркинда, усаживают своих отпрысков за книжку в слишком юном возрасте.

Российская газета | Из самых читающих в мире наши подростки скатились на 28-е место среди 32 стран - участниц тестирования на грамотность чтения. Об этом говорят результаты международного исследования PISA. В чем причина? Стали мало читать?

Марьяна Безруких | Исследований, которые бы показали, что пятнадцатилетние россияне читают больше или меньше, чем двадцать лет назад, не проводилось. Но даже если бы мы и получили данные о сокращении времени, которое ребенок проводит за книгой, это ни о чем бы существенном нам не сказало. Ведь книга перестала быть единственным источником информации. Если раньше, для того, чтобы что-то узнать о животных, нужен был большой том Брема, то сейчас можно обратиться к Интернету или к соответствующей телевизионной программе.

А вот то, что очень приличный процент младших школьников так и не умеет хорошо читать, правда. Это приводит к тому, что в девятом классе у половины школьников - трудности с восприятием текстовой информации. Ну а если ребенок не понимает сути прочитанного, то вполне естественно, что он никогда не полюбит книги. Хорошо, если он попытается добыть необходимую ему информацию другим путем: через телевидение, аудиокассеты или радио.

РГ | Однако до сих пор считалось, что именно печатный текст, а не аудиокнига или киноинсценировка, способствует развитию мышления. Разве не так?

Безруких | Мышление ребенка развивает все вокруг. И чем больше разных видов и способов получения информации, тем для интеллекта лучше. Открываются, что называется все сенсорные входы. Ребенок ощущает, анализирует увиденное, услышанное. Книга, к примеру, не передает цвета, запаха.

РГ | И все же маленькие дети очень любят яркие книжки, с удовольствием играют с ними, просят почитать и даже делают вид, что читают сами. И вдруг этот интерес улетучивается...

Безруких | Дело в том, что есть "несостыковка" в навыках детишек того возраста, когда их начинают учить. Ребенку шести-, семилетнего возраста родители читают уже достаточно сложные литературные тексты. Ту же "Алису в Стране Чудес"! Но самому эту книгу не осилить. Приходится довольствоваться "Курочкой Рябой" или "Репкой". Неинтересно, ведь он перерос эти истории еще в трехлетнем возрасте.

Часто бывает так. Мы перестаем читать ребенку в тот самый момент, когда он сам научился складывать буковку к буковке. Это большая ошибка. Когда ваш второклассник просит почитать перед сном, не отказывайте ему, не говорите: "Ты сам умеешь!"

Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном месте сказки, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда вы ненавязчиво, без нотаций, посеете интерес к книге. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно.

РГ | Родители - дилетанты, но почему в школе не учат правильно читать? Может быть, у нас буквари плохие?

Безруких | Буквари ни при чем. В России замечательная выверенная веками система обучения грамоте. Я сейчас готовлю большую книгу по обучению письму и работаю в библиотеке Ушинского. И, к счастью, там есть более двухсот пятидесяти азбук и букварей, начиная с самого первого - Ивана Федорова.

Но последние десятилетия, на мой взгляд, мы сделали очень большую ошибку в методике. Захотели всего достичь быстренько, а формирование навыка чтения - достаточно длительный и очень сложный процесс.

РГ | Торопимся, иначе даже в первый класс не примут. Где там учить с "толком и расстановкой"...

Безруких | Во-первых, ни в одном документе министерства образования и науки "должны уметь читать" нет. Это самодеятельность школ, которые хотят получить "готовенького" ученика. Но часто оказывается, что у ребенка попросту сформировался неэффективный механизм чтения.

РГ | Что это такое?

Безруких | При правильном подходе маленький человечек, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается, конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Если же с ребенка сразу требуют: "Читай быстрее!" - он вынужден использовать другой способ. Схватывает первые три-четыре буквы, а дальше - угадывает слово. Причем не всегда правильно. Тогда движение его глаз напоминает работу челнока: "убежал - вернулся", потому что не ухватил смысла.

Одно из последствий такого обучения - механическое чтение, когда малыш очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии.

Физиологи знают, что дети отличаются и по вниманию, и по зрительному восприятию букв. Это нормально. Кто-то хорошо читает уже в детском саду, но это вовсе не значит, что все остальные какие-то неправильные. Наша школа - за индивидуальный подход, но, к сожалению, только на словах.

РГ | С какого же возраста нужно учить читать, чтобы не отбить вкус к литературе?

Безруких | Есть зарубежные и наши исследования, которые показывают: если родители до четырех лет насильно заставляют ребенка читать, у него не формируются те эффективные механизмы чтения, о которых мы говорили. В будущем могут быть серьезные проблемы чтения и письма.

РГ | Признаться, мало кто из нас знает другой способ заинтересовать вертлявого неусидчивого отпрыска, особенно когда он уже подросток...

Безруких | Скупать оптом все книжные развалы не стоит. Лучше выяснить, какое "чтиво" привлекает вашего сына или дочь. Кому-то нравится фантастика, кому-то журналы. Ведь люди читают не просто для того, чтобы складывать букву к букве, а чтобы получить нужную именно им информацию. А потребность в чтении человек сам в себе не формирует. Это делает его окружение. Что вложили, то и получите! И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама любому чтению предпочитает телевизионные сериалы, неужели вы думаете, что ребенок будет читать классику?

РГ | Нечасто, но все-таки еще попадаются такие дети, которые читают и на уроках из-под парты, и ночью, накрывшись одеялом. Сколько часов в день можно читать без вреда здоровью?

Безруких | Жестких ограничений для подростка нет. Но стоит следить за тем, чтобы дети не читали лежа в постели или уткнувшись носом в книгу.

РГ | Много лет в обществе обсуждаются стандарты по литературе. У психологов и физиологов есть претензии к этому документу?

Безруких | Приходится признать, что школьники, которых мы хотим погрузить в мир классической литературы, в мир чувств взрослых литературных персонажей, иногда слишком юны для этого. Тем, кто составляет программы, все же стоит учитывать возрастные особенности учащихся. Согласитесь, проходить Шекспира в 13 лет - это рановато. Мне ответят: и Джульетте было столько же! Не надо только забывать, что в ХVI веке социальная ситуация развития была другой: в тринадцать уже замуж выходили.

Мы хотим современным школьникам давать на уроках то, что преподавали пятьдесят лет назад. У нынешних детей другой алгоритм мышления. Не могут тридцать человек в классе думать одинаково. А их заставляют это делать. Учителей же, которые способны услышать другое мнение, другой анализ, очень мало.

РГ | И все же есть какие-нибудь психологические приемы заставить поколение, выросшее на "Гарри Поттере", читать русскую классику?

Безруких | Театр - вот что замечательно! Он преображает любого ребенка. Учит его слышать, понимать текст и, конечно же, читать новые и новые. Театр - отличный способ снять напряжение, который испытывает каждый школьник. Не случайно же живыми картинами увлекались во все времена.

РГ | Мы посчитали: чтобы освоить программу 10-го класса, отпущенный на каникулы подросток должен читать по сто пятьдесят страниц в день без выходных.

Безруких | В свое время Мариэтта Чудакова предлагала весь год читать и разбирать одно произведение, к примеру, в восьмом классе - "Слово о полку Игореве". Но делать это так, чтобы дети научились трактовать, анализировать литературный текст, получать удовольствие от талантливой связи слов. Не знаю, чего сейчас больше на уроках литературы - чистой филологии или рассуждений, но могу сказать определенно: тот объем информации, который предлагает программа, осознать и воспринять невозможно. Так и получается: "мир" читаем, "войну" пропускаем.

Литература