03.08.2005 03:00
Общество

Сто лет Микояна

Он всегда делал то, что требовалось именно в этот миг истории
Текст:  Сергей Птичкин Валерий Родиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3837)
Читать на сайте RG.RU

Сталин был против назначения молодого инженера на должность руководителя проекта скоростного истребителя в ОКБ, которым руководил знаменитый Поликарпов, так как не хотел разводить "семейственность Микоянов". К тому времени старший брат авиаконструктора - Анастас уже был крупным политическим деятелем и давним соратником Иосифа Виссарионовича по революционной борьбе. Однако промышленники убедили Сталина.

По-настоящему талант конструктора и организатора производства у Микояна проявился в эру реактивной авиации.С началом производства реактивных самолетов в СССР связана одна легенда, которая вполне могла быть былью. Было решено закупить для лицензионного производства британские реактивные двигатели "Нин" и "Дервент". Англичане, уже продавшие такие моторы в США и Францию, вдруг заартачились, и переговоры об их покупке зашли в тупик. Артем Иванович, входивший в состав советской делегации, на одном из светских раутов согласился сыграть в бильярд с президентом фирмы, выпускавшей реактивные двигатели. Микоян, бывший великолепным бильярдистом, в пух и прах проиграл первую партию, а вторую выиграл с "огромным трудом". А вот третью согласился играть только на пари, смысл которого был в том, что если англичанин проиграет, то сделает все возможное, чтобы лицензионное соглашение было заключено. Естественно, Микоян разгромил президента фирмы, а тот как истинный джентльмен был вынужден выполнить условия пари, и Советский Союз получил новейшие по тому времени авиационные моторы.

МиГ-15 - первый советский истребитель со стреловидным крылом, стал мировой сенсацией, по боевым характеристикам он превзошел лучшие истребители США. В СССР МиГ-15 выпускали на девяти авиационных заводах.

Прославился МиГ-15 в Корее, где его пилотировали советские, китайские и корейские летчики, сражавшиеся с американскими истребителями и бомбардировщиками. По итогам войны в Корее МиГ-15 неофициально признали лучшим в мире реактивным истребителем начала пятидесятых годов.

МиГ-19 - первый советский сверхзвуковой истребитель, признан лучшим в своем классе на конец пятидесятых годов. А лучшим истребителем начала шестидесятых стал вновь микояновский самолет - знаменитый МиГ-21, который сохранил свои боевые возможности и в начале ХХI века. Он серийно выпускался около 30 лет и состоял на вооружении ВВС почти пятидесяти стран мира.

Инженерными шедеврами можно считать истребители МиГ-23 и МиГ-27, на которых впервые было применено крыло с изменяемой стреловидностью. МиГ-23 стал самым массовым отечественным истребителем 3-го поколения и был основным истребителем советских ВВС 70 - 80-х годов.

А звездным проектом авиаконструктора Артема Ивановича Микояна стал МиГ-25, созданный в 1964 году. В период с 1965-го по 1978 год на нем было установлено 38 мировых рекордов. МиГ-25 спокойно набирал скорость, троекратно превышавшую звуковую, и забирался на высоту почти космическую. Не было такого боевого самолета в НАТО, который оказался бы неуязвим для МиГ-25, в то время как сам "двадцать пятый" свободно летал, как говорят, над странами Западной Европы, оставаясь недосягаемым для перехватчиков и для ракет ПВО. Стоит ли удивляться, что ЦРУ разработало специальный и очень дорогостоящий план, целью которого было похищение советского суперистребителя. Американцам удалось его реализовать с помощью предателя Беленко, угнавшего МиГ-25 в Японию. Западных специалистов поразили гениальность инженерных решений в конструкции истребителя и мощь его двигателя, но удивила примитивность электронного оборудования самолета. Они так и не поняли, как это Микояну удалось с такой отсталой авионикой спроектировать перехватчик, который превзошел самые продвинутые типы самолетов того времени, в том числе знаменитую "Черную птицу" SR-71 - безумно дорогой разведчик ВВС США. Достойным развитием МиГ-25 стал МиГ-31 - самый мощный и самый лучший по совокупности характеристик истребитель-перехватчик рубежа тысячелетий.

К сожалению, не одни радости выпадали на долю Артема Микояна. Он очень сильно переживал гибель Юрия Гагарина и Владимира Серегина, которых знал лично и которые разбились на его МиГ-15УТИ. В апреле 1969 года потерпел катастрофу МиГ-25П, во время которой погиб близкий друг Артема Ивановича - командующий истребительной авиацией ПВО генерал-лейтенант Анатолий Кадомцев.

Сердце Микояна все чаще стало давать сбои. Во время операции на сердце 9 декабря 1970 года в возрасте всего-то 65 лет выдающийся конструктор и замечательный человек Артем Иванович Микоян скончался.

Память о нем осталась в знаменитой аббревиатуре "МиГ", а МиГ-29, созданный наследниками Микояна, вновь стал лучшим среди фронтовых истребителей конца ХХ и начала XXI века.

Досье "РГ"

За время боевых действий в небе Северной Кореи с декабря 1950 года по июль 1953 года летчики-истребители 64-го истребительного авиационного корпуса ВВС Советской Армии выполнили 63 229 боевых самолето-вылетов, провели 1683 групповых воздушных боя днем и 107 одиночных боев ночью, в которых сбили в общей сложности 1097 самолетов противника. Среди уничтоженных были: 647 истребителей F-86, 186 - F-84, 117 - F-80, 28 - F-51, 26 - F-8, 69 бомбардировщиков "летающая сверхкрепость" В-29. Наши боевые потери составили 319 самолетов и 110 летчиков.

Наука История