05.08.2005 00:00
Общество

Мода на караоке - психотерапия по-японски

Японское караоке вместо психотерапевта
Текст:  Андрей Коц Татьяна Чижова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3840)
Читать на сайте RG.RU

Не все новомодные иностранные "штучки" приживаются в России. Например, пару лет назад в столице появилась мода на развлечения в восточном стиле. Появились китайские кофейни, чайные, суши-бары, клубы с восточными танцами и музыкой. Дальше Москвы эта мода не ушла - никак не могут наши граждане привыкнуть не заказывать в кафе водку или коньяк, а выпить с друзьями на троих зеленого чаю. А вот бары-караоке, модные в этом сезоне, постепенно приобретают популярность и в других городах.

"Караоке" - это аббревиатуры японских слов, перевести которые можно приблизительно так: "караппо" - пустота, "окесутура" - оркестр. Получается - "пустой оркестр". Если же, не залезая в дебри японского языка, называть вещи проще, то караоке - пение под фонограмму, которая сопровождается на экране текстом песни с ритмичной подсветкой слов в такт музыке. Примерно как "бегущая строка" у диктора на телевидении. Для караоке годятся телевизор, видеопроигрыватель, музыкальный центр и компьютер, то есть любые устройства, способные воспроизводить звуки. Кроме того, необходим микрофон или - еще лучше - радиомикрофон, чтобы в проводах не запутаться. Фонограммы музыкальных номеров записаны на специальных кассетах-картриджах или компакт-дисках. Сегодня их можно купить практически в любом музыкальном магазине.

Раньше караоке было уделом богатых людей, сейчас в Москве открылось около двухсот специализированных караоке-клубов, плюс есть отдельные "песенные кабинеты" в клубах и ресторанах. Каждый посетитель может "зажечь" зал со сцены или потренироваться в специальной VIP-комнатке. При этом специальная компьютерная караоке-программа выдаст результат по стобалльной шкале - чем выше цифра, тем лучше певец попадал в такт и меньше фальшивил. Часто устраиваются соревнования - кто лучше споет, иногда поют и на деньги. Цены разнятся - в одних заведениях можно спеть бесплатно, если заказан столик, в других, особенно расположенных в центре, налог на вокальное искусство может составить около двухсот рублей за песню. В самых популярных местах столики с пятницы по воскресенье надо заказывать заранее.

- В караоке-бары я хожу каждые выходные, - поведал "РГ" 23-летний Александр Симонов. - Часто и в будние дни вырываюсь. Музыкальную школу, правда, не заканчивал, да и голоса нет. Однако петь люблю. Расслабляет, да и начинаешь чувствовать себя человеком искусства.

Бар на Старом Арбате забит разгоряченной публикой. Не надо никакой выпивки - микрофон буквально переходит из рук в руки, к текстам песен выстроилась очередь, столики болеют "за своих".

- У нас такое творится с четверга и до воскресенья. Любят посетители это дело, некоторые даже на всю ночь остаются, - поделился с "РГ" официант Павел.

А теперь россияне и вовсе собираются поспорить с японцами за такое изумительное изобретение.

- Многие не знают, что в России прообраз новомодного развлечения появился еще в тридцатые годы прошлого века, когда грамзапись стала более или менее распространенным явлением, - говорит музыковед Павел Филонов. - Тогда на пластинках с известными песнями "заглушался" голос исполнителя и любой мог его "сдублировать". Караоке "от Страны восходящего солнца" появилось у нас только в начале девяностых годов. Некоторое время оно было популярно на частных посиделках в основном среди любителей "блатняка", и вот наконец выбралось в массы.

Завсегдатай бара Саша Симонов, немного фальшивя, закончил петь "Черный тюльпан" Розенбаума. Микрофон перешел в компанию крепко сбитых мужчин с бритыми затылками и в деловых костюмах. "Владимирский централ, ветер северный", - загрохотали на весь бар хриплые басы. Пели неважно, но с упоением. Закончив, повторили еще раз. Потом микрофон продолжил "хождение" по залу. Один парень даже весьма неплохо исполнил на английском две песни легендарных битлов.

Поддавшись коллективному безумию, мы тоже решили попробовать. Выбрали свою любимую песню "Комбат" от группы "Любэ". Хорошо еще, что нас никто не слышал! После второго куплета окончательно убедились, что пора бросать курить. Однако когда ехали домой, чувствовали себя, как будто выговорились, доверили другу другу накипевшее, словно сбросили с себя невидимый груз. Быть может, стоит петь почаще...

Социология