Два индивидуальных предпринимателя Александр Федорченко и Владимир Конорев оспаривали закон "О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области". Эти люди, имеющие лицензии на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, утверждали, что некоторые нормы указанного областного закона противоречат федеральным законам "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в частности, вводят дополнительные условия допуска предпринимателей к перевозке пассажиров, нарушают права заявителей на осуществление пассажирских межмуниципальных перевозок на территории Курской области. Курский областной суд, рассмотревший заявления предпринимателей-перевозчиков, удовлетворил их исковые требования в очень существенной части: признал недействующими несколько частей статьи 7 закона области, в которых предусматривались регулирующие нормы для маршрутов, не включенных в государственный или муниципальный заказ.
Председатель Курской областной Думы Александр Анпилов не согласился с судебным решением и направил в Верховный суд РФ кассационную жалобу. Рассмотрев ее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, во-первых, отменила решение Курского областного суда в части удовлетворения заявления Федорченко и Конорева, а во-вторых, сама приняла новое решение, которым отказала этим предпринимателям в удовлетворении их исковых требований о признании недействующими норм закона Курской области.
Любопытны расхождения некоторых мотивировок в курском и столичном судебных решениях. У судей Курского областного суда, в частности, был довод в пользу заявленных "маршрутчиками" требований, что при осуществлении коммерческих пассажирских перевозок, не включенных в государственный (муниципальный) заказ, орган государственной власти субъекта РФ никаких бюджетных средств перевозчикам не выплачивает. Верховный суд с таким выводом не согласился, и его позиция заключалась в том, что на основании Федерального закона "О безопасности дорожного движения" программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются в том числе за счет средств региональных и местных бюджетов.
Верховный суд не согласился и с выводами областного суда о том, что имело место нарушение областным законом федерального антимонопольного законодательства. По мнению кассационной инстанции, индивидуальные предприниматели не ограничены в возможностях на осуществление пассажирских перевозок и не лишены права на участие в конкурсе по размещению маршрутов, не включенных в государственный или муниципальный заказ. Таким образом, их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другим федеральным законодательством, не нарушены законом, принятым в Курской области.
Кстати, правительство области только что одобрило проект дополнений в местный закон "Об административных правонарушениях в Курской области". Инициатором нового законопроекта выступил комитет транспорта и связи, который посчитал ненормальным то, что в областном законодательстве на сегодняшний день отсутствует какая-либо административная ответственность за невыполнение владельцами и водителями маршрутных такси условий договора на осуществление пассажирских перевозок. Маршрутки зачастую курсируют без соблюдения расписания движения автобусов, превышают установленный скоростной режим. Водители такси, чтобы снизить затраты, могут самовольно изменить утвержденный маршрут движения, перевозить пассажиров по дорогам, не отвечающим требованиям безопасности. И нет пока законных оснований, чтобы привлечь их за это к административной ответственности. Теперь, если депутаты согласятся, такие основания будут. Предлагается внести в областной закон об административных правонарушениях нормы, позволяющие карать штрафом в размере до 100 МРОТ за нарушение расписания движения автобусов, отклонение от установленного маршрута, а также за осуществление маршрутных перевозок без паспорта маршрута и договора на организацию перевозок пассажиров.