05.08.2005 01:55
Общество

Вениамин Смехов - влюбленный в телетеатр

Текст:  Ольга Горкина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3839)
Читать на сайте RG.RU

8 августа Вениамину Смехову исполняется 65 лет. Когда он узнал, что в День рождения телеканал "Культура" покажет телевизионный спектакль "Лекарь поневоле" по пьесе Ж.-Б. Мольера в его постановке, то воскликнул: "Вот это настоящий подарок! Телевизионный театр - моя огромная любовь!"

- Как поживаете, Вениамин Борисович? Чем занимаетесь?

- Последние десять лет живу "на колесах". Из оседлого москвича и актера-таганковца я переквалифицировался в режиссера-кочевника. В книге "Жизнь в гостях" рассказываю о своих странствиях-скитаниях по белу свету, о драмах и операх, которые поставил в Германии, Чехии, Америке, Франции, Израиле. Работаю в качестве режиссера, педагога, пишу статьи, задумал новую книгу... Сейчас вы застали меня на отдыхе в Америке, правда, отдых будет недолгим, в августе возвращаюсь в Москву, где буду ставить спектакль.

- Как будете отмечать свой день рождения? Как относитесь к юбилеям?

- К юбилеям я отношусь с достаточной долей иронии, особенно если речь идет о моих собственных юбилеях. И хотя публичная профессия актера и предполагает интерес к такого рода событиям, но надеюсь обойтись без шумных торжеств. День рождения для меня если и праздник, то уж, во всяком случае, семейный, можно сказать, интимный. Так что проведу этот день с женой Галей. Постараемся, чтобы было весело.

- В честь вашего 65-летия телеканал "Культура" покажет спектакль по Мольеру "Лекарь поневоле", где вы выступаете в качестве режиссера-постановщика и исполнителя одной из главных ролей.

- Это очень приятный и трогательный подарок. Спасибо "Культуре". С телевидением у меня давний "роман". Вместе с моей женой Галиной Аксеновой мы сделали 30-серийный цикл "Театр моей памяти" по моей одноименной книге, который сперва показывали по каналу "Россия", а вторым показом - по телеканалу "Культура". В этом цикле я рассказываю о тех, кого хорошо знал на протяжении многих лет, - Викторе Некрасове, Владимире Высоцком, Юрии Любимове... Надо сказать, что на телеканале "Культура" мой проект прошел несравненно лучше, чем премьера, потому что телеканал "Культура" предоставил эфир в прайм-тайм.

Меня чрезвычайно радует, что телетеатр как жанр постепенно возрождается. И прежде всего, конечно, на телеканале "Культура". Работы таких замечательных мастеров, как Анатолий Эфрос, Петр Фоменко, Марк Захаров, Михаил Козаков, - это золотой фонд нашего телевидения, который, убежден, необходимо не только бережно сохранять и показывать, но развивать и продолжать.

Журналисты и друзья, которым удалось до меня дозвониться в эти дни, задавали мне вопрос о том, какой подарок я хотел бы получить на День рождения. Так вот, лучший подарок для меня - это показ моих телеспектаклей, каждый из которых мне по-своему дорог. Если бы можно было снова показать мою давнишнюю работу - телеспектакль о поэте Н.А. Некрасове с юным Леней Филатовым в главной роли! Хотелось бы снова показать в телеэфире и спектакль "Фредерик Моро" по мотивам романа Г.Флобера "Воспитание чувств". Там у меня тоже был замечательный актерский ансамбль: Леонид Филатов, Зинаида Славина, Инна Ульянова, Александр Сабинин. Музыку к этому телеспектаклю написал выдающийся композитор ХХ века Эдисон Денисов. В оформлении спектакля использованы фотогравюры замечательного фотохудожника Валерия Плотникова.

В моей телевизионной работе "Джентльмены из Конгресса" главную роль играет Петр Наумович Фоменко. И как замечательно играет! Его партнеры по телеспектаклю - Инна Ульянова, Юрий Аверин и Александр Вилькин. Музыку к этому телеспектаклю также написал Эдисон Денисов, а тексты песен - Леонид Филатов и я. Спектакль, к большому сожалению, во времена Гостелерадио сократили вдвое.

- Вы всегда с такой нежностью говорите об актерах, с которыми работаете. Одно из ваших интервью, помню, так и называлось: "Я гляжу на актеров бархатными глазами".

- А как же иначе? Я действительно обожаю актеров. Я сам актер и прекрасно понимаю, какое это сложное и зависимое ремесло. И я убежден, что чем больше режиссер любит актера и чем больше ему доверяет, тем легче процесс и лучше результат.

- "Лекарь поневоле", насколько я знаю, ваша последняя работа на телевидении в качестве режиссера-постановщика.

- Да, четырехлетней давности. Что касается телеспектакля "Лекарь поневоле", показом которого телеканал "Культура" решил поздравить меня с 65-летием, то эта работа дорога мне прежде всего драматургией. Встреча с Мольером доставила огромную творческую радость. К большому сожалению, мне самому пришлось играть в этом телеспектакле главную роль, чего я стараюсь никогда не делать. Режиссер-постановщик должен организовывать творческий процесс и наблюдать его со стороны, а не играть на площадке. В этом телеспектакле сразу в двух ролях снялась моя дочь Алика Смехова. И когда один корреспондент задал мне вопрос, хорошая ли актриса моя дочь, я ответил, что стоит посмотреть ее в "Лекаре поневоле", чтобы убедиться в ее актерском даровании. В "Лекаре" снимался и один из моих любимейших артистов, великий русский артист Вячеслав Невинный. Еще там снималась юная Марина Александрова и, можно сказать, тоже юный Виктор Шендерович, тогда он еще был без своей фирменной бороды. Песни к телеспектаклю написал и исполнил Юлий Ким. Съемки проходили в уникальном и красивейшем месте - музее-усадьбе Кусково.

- Вы много играли в пьесах Мольера - в "Мещанине во дворянстве" в Театральном училище им. Б.Щукина, в "Тартюфе" в Театре на Таганке, в "Кабале святош" в "Современнике".

- Я с нежностью отношусь к этому великому драматургу. И сейчас я снова занимаюсь Мольером: Петр Наумович Фоменко пригласил меня поставить в его Мастерской спектакль по пьесе Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве", который будет называться "Журден, Журден". Я вернусь в Москву в августе и начну репетировать спектакль, премьера которого, если все будет нормально, состоится в октябре.

Пользуясь случаем, я благодарю телеканал "Культура" за последовательный интерес к телевизионному театру. (Эфир в понедельник, 8 августа в 15.55, канал "Культура").

Образ жизни Театр