09.08.2005 02:39
Экономика

Негосударственная экспертиза проектной документации

Комментарий к статье 50
Российская Бизнес-газета - : №0 (518)
Читать на сайте RG.RU

Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в силу ч. 8 ст. 51 ГрадК РФ может прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на строительство (положительное заключение государственной экспертизы проектной документации прилагается обязательно).

Сфера действия негосударственной экспертизы значительно уже, чем государственной экспертизы документации в сфере градостроительной деятельности, поскольку нельзя направить на негосударственную экспертизу, например, проекты документов территориального планирования либо проектную документацию объекта, составляющую государственную тайну.

Субъектами правоотношений по проведению негосударственной экспертизы проектной документации являются либо застройщик, либо заказчик, либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком юридическое или физическое лицо, с одной стороны, и коммерческое либо некоммерческое юридическое лицо, учредительные документы, а также документ о государственной аккредитации которого позволяют ему осуществлять негосударственную экспертизу, с другой стороны. Между указанными субъектами заключается договор возмездного оказания услуг. Согласно ст. 779 ГК РФ, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В случае причинения вреда физическим или юридическим лицам в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и материалам инженерных изысканий, к возмещению такого вреда привлекается лицо, осуществившее подготовку проектной документации. Однако в случае положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, может быть привлечена к субсидиарной ответственности (ч. 2 ст. 60 ГрадК РФ).

Согласно ст. 12 Закона "Об архитектурной деятельности в РФ" архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право проводить экспертизу архитектурных проектов. Данная норма вступает в противоречие со статьей кодекса, предусматривающей обязательную государственную аккредитацию организации, осуществляющей негосударственную экспертизу проектной документации, а в силу ч. 2 ст. 3 ГрадК РФ нормы федеральных законов, регулирующих отношения в области градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрадК РФ.

Негосударственная экспертиза проектной документации занимает вполне определенное место в системе иных негосударственных экспертиз и наиболее близка по своей юридической природе к общественной экологической экспертизе. Общим между ними является предусмотренная законодательством возможность граждан и их объединений реализовать свое право на контроль за действиями, решениями и документами, принимаемыми органами публичной власти и коммерческими структурами, на предмет их соответствия требованиям безопасности. Существует и ряд существенных отличий:

а) для проведения общественной экологической экспертизы не требуется аккредитация, поскольку достаточно указания в качестве основного направления деятельности в уставе такого общественного объединения проведение общественной экологической экспертизы и факта государственной регистрации заявления такого объединения (ст. 20 Закона "Об экологической экспертизе");

б) в Законе "Об экологической экспертизе" достаточно четко прописаны организационные вопросы ее проведения, чего нет в ГрадК РФ в части организации негосударственной экспертизы;

в) на негосударственную экспертизу проектная документация направляется только в результате волеизъявления застройщика или заказчика (либо подготовившего документацию на основе договора лица). На общественную экологическую экспертизу предоставление документации осуществляется в результате требования общественного объединения, проводящего общественную экологическую экспертизу.

В настоящий момент единый федеральный закон, определяющий порядок, формы, принципы и иные параметры государственной аккредитации, отсутствует. Однако данная процедура является достаточно разработанной на подзаконном уровне применительно к образовательным отношениям, требованиям к аудиторам и журналистам, научным организациям, субъектам правоотношений в сфере технического регулирования, а также иным субъектам, закрытого перечня которых не существует (в отличие, например, от закрытого перечня случаев необходимости получения лицензий).

Нормативно-правовым актом, содержащим общие положения об аккредитации, является постановление Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. N 72, которым на основании положений Руководства ИСО/МЭК 58, Руководства ИСО/МЭК 61, Европейских стандартов EN 45003, EN 45010 были утверждены "Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации".

Данные правила применяются при организации и проведении работ по аккредитации различных субъектов, проводящих работы по испытаниям, измерениям, анализу, контролю, подтверждению соответствия и другим видам оценки соответствия, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности.

Аккредитация - процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов.

Коммерческая недвижимость