09.08.2005 03:00
Власть

Налоговая амнистия для среднего класса

Закон о легализации доходов рискует споткнуться о недоверие к власти
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3842)
Читать на сайте RG.RU

Вчерашняя инициатива берет свое начало в апрельском Послании президента Федеральному Собранию. В нем были декларированы три вектора легитимизации результатов становления "капитализма в России". Первый - сокращение сроков давности по приватизационным сделкам. Эта идея уже обрела форму закона. Второй касается крупных капиталов, вывезенных за рубеж и не работающих на экономику страны. Третий же, как видим, пока существует в виде законопроекта, внесенного в правительство.

Схема минфина лишь частично решает задачу, для того чтобы люди решились "узаконить" доходы, необходим также благоприятный инвестиционный климат. Такую точку зрения вчера обозначил председатель Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин. Кроме этого, по его словам, схема минфина нуждается в проработке, "чтобы она не стала приманкой для простаков". Он предложил, чтобы правительство в лице минфина дало гарантии, что это не будет использоваться для вывода на чистую воду недобросовестных налогоплательщиков.

Такая скептическая реплика, несомненно, стала отголоском июньского "круглого стола" в Госдуме, на котором глава департамента налоговой политики минфина Михаил Моторин обозначил весьма жесткий подход. Его суть в том, чтобы все граждане сначала перевели "серые" капиталы в российские банки, а затем Росфинмониторинг займется их проверкой - для отсечения денег, сделанных на крови, наркотиках и торговле оружием. Тем более что в законопроекте об упрощенном декларировании нет ссылок на Закон о противодействии отмыванию средств, и его нормы в полной мере будут распространяться на тех, кто захочет легализовать доходы. Как считает президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев, "налоговики и минфин будут до последнего требовать ставку в бюджет повыше, а гарантии пониже. Такова их природа. Выбор технологии амнистии - это такая же политическая проблема, как и сама ее идея.

Если же обратиться к опыту других стран, то тема "тарифа за индульгенцию" сопрягается не столько с вроде бы очевидной несправедливостью (одни исправно платили налоги, а другие и не думали, но получают прощение), сколько с проблемой налоговой ставки для "серых" денег. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони провел успешную амнистию со ставкой в 2,5 процента, вернув в страну 55 миллиардов долларов.

А в Казахстане вообще отказались от "входной платы" и привлекли более 500 миллионов долларов.

Вчера президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян предложил "радикализировать идею правительства". По его мнению, необходимо ограничиться символической 2-3- процентной ставкой налога. Эта позиция, очевидно, объясняется корпоративными интересами банкиров, которые надеются повысить капитализацию кредитных организаций.

Многие наблюдатели обратили внимание на то, что Алексей Кудрин назвал мероприятие "подобием амнистии". Тем самым главный сигнал был подан именно среднему классу, который мучается проблемой, как без проблем купить квартиру или дачу на накопленную "конвертную" зарплату. Бизнес же еще по итогам парламентских слушаний сделал вывод о неприемлемости для него условий минфина.

Госуправление Минфин