Запланированная на вчера посадка шаттла сорвалась: подвела погода в районе мыса Канаверал, где находится американский космодром. Из-за плотной низкой облачности ЦУП сначала перенес приземление на минуту - с 12.46 на 12.47 по московскому времени, а затем еще почти на два часа, рекомендовав экипажу челнока совершить лишний виток вокруг Земли. Но и потом команда на включение тормозных двигателей и вход в атмосферу планеты не последовала. Решение оказалось другим: возвращение "Дискавери" перенести на вторник. Оно было принято, когда челнок пролетал над Персидским заливом.
Как говорят в НАСА, изначально рассматривались всего две попытки приземления, и обе во Флориде. А вот на сегодня зарезервированы уже шесть вариантов посадки: две на космодроме, две в Калифорнии - на базе ВВС США Эдвардс, и две в Нью-Мексико, где находится полигон Уайт-Сэндс. По словам представителей НАСА, ничего страшного в переносе спуска нет: "В агентстве просто хотят исключить как можно большее число мешающих успешной посадке факторов. Воздуха и продуктов у экипажа выше крыши, поэтому резерв для попыток еще есть".
Главным для всех по-прежнему остается вопрос: выдержит ли обшивка "Дискавери" вход в плотные слои атмосферы?
Основания для опасений более чем весомые. Как известно, через две минуты после старта от внешнего топливного бака "Дискавери" отделился фрагмент пеноизоляции, который мог ударить по корпусу шаттла, но, к счастью, не задел корабля. Более серьезной проблемой стало повреждение на днище челнока: там выскочили два клочка керамического волокна - заполнителя шва между плитками шаттла. Однако с этой проблемой астронавты справились блестяще - в открытом космосе они, подобно хирургам, избавили шаттл от "больных выпуклостей". Этот ремонт "Дискавери", проведенный впервые на орбите, уже вошел красной строкой в историю полетов американских челноков, но сейчас инженеры пребывают в не менее тревожном ожидании: не повлияет ли на безопасность корабля небольшое отслоение теплозащитного покрытия, которое обнаружено в районе командирского иллюминатора?
Спуск будет выглядеть примерно так. Примерно за 23 тысячи километров до места приземления шаттл развернется хвостом вперед: именно здесь у него находятся тормозные двигатели. "Дискавери" включит их и потеряет скорость. По сложной траектории, напоминающей гигантскую букву S, корабль приблизится к плотным слоям атмосферы и пройдет сквозь нее. На этом участке аппарат должен за счет аэродинамического торможения - трения о воздух - снизить свою скорость с 28 тысяч километров в час до приемлемой для посадки. При спуске отдельные участки внешней поверхности корабля раскалятся до огромной температуры - 1800 градусов, и он полетит, окруженный свечением, в облаке плазмы. Примерно на 20 минут связь с экипажем пропадет. И это самый рискованный момент. Ожидается, что шаттл войдет в атмосферу Земли над Тихим океаном и будет снижаться над территорией Никарагуа, Кубы и Мексиканского залива.
За возвращением семи астронавтов внимательно следят и в российском ЦУПе. "Погодные условия в районе мыса Канаверал нестабильные: нижний край облачности - порядка 300 метров, и, естественно, при прохождении облачности возникают дополнительные нагрузки на структуру корабля. Коллеги подстраховались, и я думаю, что это правильно", - так прокомментировал вчерашнее решение НАСА руководитель управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
Состояние астронавтов, по словам представителей НАСА, отличное. Накануне экипаж проверил все бортовые системы челнока. Особенно большое внимание командир Эйлин Коллинз и пилот Джим Келли уделили системе навигации "Дискавери". Никаких изъянов в проверенных системах они не нашли.