Минэкономразвития обещает, что произойдет реформирование государственных систем учета с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий, будет раскрыта вся несекретная информация государства, для контроля за процессами будет введен информационный аудит плюс оптимизация управления на основе принципов подотчетности, прозрачности и оперативности. Концепция электронного государства предусматривает непосредственный доступ граждан, компаний и государственных служащих к правительственной, правовой и другой актуальной информации на основе формирования и использования объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР). Гражданину будет достаточно зайти на сайт соответствующей организации и сделать запрос, чтобы получить необходимый ему документ: справку, лицензию и т.д. Как считают разработчики концепции, информационные технологии помогут оптимизировать управленческие процессы, и, как следствие, исчезнут длинные очереди в государственных учреждениях, бесконечные бумаги и прочие атрибуты бюрократии. При этом в министерстве подчеркивают, что внедрение электронных регламентов в деятельность государственных органов вовсе не отменяет существующей практики личного приема населения. Информационные технологии не будут затруднять контакт граждан с представителями органов власти, они упрочат и дадут альтернативу. Если у вас нет времени лично прийти на прием, то с помощью Интернета вы всегда сможете получить нужную справку или информацию.
95 процентов государственных информационных ресурсов недоступны не только гражданам и бизнесу, но и самим чиновникам.
В современном "бумажном" государстве доступ граждан, бизнеса и самих органов госвласти к информации государственных органов чрезвычайно дорог и затруднителен. Право на доступ к информации государства является декларативным; его реализация сопряжена с запретительно-высокими денежными и временными издержками. Поэтому минэкономразвития для изменения ситуации предлагает сделать доступ к информации дешевым, быстрым, всеобщим, а сама информация государства должна:
- автоматически раскрываться, а не "предоставляться" по запросу (с рассмотрением запроса и принятием положительного или отрицательного решения);
- быть юридически значимой (официальный учет сведений, используемых в госуправлении, должен вестись в электронном виде, информация государства, не получившая официального выражения в электронной форме, не должна быть легитимной).
Все это, конечно, хорошо. Только разговоры о создании электронного государства идут давно, с началом реализации в 2002 году федеральной целевой программы "Электронная Россия". Выяснилось, что 95 процентов государственных информационных ресурсов недоступны не только гражданам и бизнесу, но и самим чиновникам, более того, в ведомствах не было соответствующего оборудования. Конечно, в такой ситуации о создании электронного государства речи идти не могло. На сегодняшний день практически ничего не изменилось. Да, теперь на столах 70 процентов чиновников есть компьютеры, но, к сожалению, большинство этих машин используются как пишущие машинки и не более того. Практически ничего не тратится на обучение чиновников правильному и эффективному использованию ИТ. По общему признанию, Россия является страной, в которой государственные институты отстают от уровня социально-экономического развития и являются препятствием для дальнейшего роста. Так, по данным Kurtzman Group, разработчика авторитетного Opacity Index, в 2004 году Россия находилась на 40-м месте по качеству государственных институтов (между Саудовской Аравией и Египтом).
Конечно, минэкономразвития обещает, что на сей раз вплотную займется созданием электронного государства. Для этого при министерстве уже создана специальная рабочая группа, которая проводит совещания каждые две недели. В состав рабочей группы входят и сотрудники минэкономразвития, и представители компаний - исполнителей ФЦП "Электронная Россия", и независимые эксперты, представители общественных организаций, бизнеса. Однако принятие концепции электронного государства - это еще не все. Как считают независимые эксперты, это больше технический процесс. Главным же является "реинжиниринг" управленческой культуры, требующий изменения менталитета, а иногда и смены всей парадигмы деятельности. Сможет ли российский чиновник, заглянув в монитор, забыть о своих нынешних, причем отнюдь не государственных, интересах?