Детдомовцам - жилье за государственный счет, бывшим арестантам - гарантии работы, дружинникам - правовой статус. Какие-то из предлагаемых новшеств - развитие прежнего, полезного опыта, но многие содержат нетривиальные идеи.
Подробности - в эксклюзивном интервью "Российской газете" министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева.
Российская газета | Рашид Гумарович, завтра МВД представит России новую программу борьбы с преступностью. Что это за программа? В чем ее отличие от существующей и от устоявшейся милицейской практики?
Рашид Нургалиев | Мы подошли к ответственному этапу, когда обществу нужно решить: каким путем в борьбе с преступностью идти дальше? Использовать нынешнюю уголовно-правовую методику предупреждения правонарушений? Она сегодня малоэффективна. Или будем создавать новую, современную государственную систему профилактики?
Прямая обязанность государства - создать такую обстановку, которая бы позволила обеспечить защиту граждан в любых ситуациях
Считаю, что нам необходима комплексная государственная многоуровневая система социальной профилактики правонарушений, которая соответствовала бы нынешним социально-экономическим отношениям. И включала бы в свою орбиту государственные, правоохранительные органы, общественные и образовательные организации, бизнес, то есть все без исключения субъекты власти, экономики, управления и общественности. Сегодня МВД России уже может предложить модель такой комплексной программы профилактики правонарушений.
РГ | Намечается провести некий эксперимент регионального масштаба?
Нургалиев | Программа разработана на базе Уральского федерального округа при активном участии и поддержке полномочного представителя президента Российской Федерации Петра Латышева. Принципиальное ее отличие - скоординированность действий государственных и муниципальных органов, правоохранительных структур, общественных объединений во всех административно-территориальных образованиях. А главное - комплексные меры противодействия преступности получают новое материально-техническое наполнение. Например, в Уральском федеральном округе планируется целевое финансирование на три года - свыше шести миллиардов рублей.
РГ | Деньги огромные, тем более для одного федерального округа.
Нургалиев | Эти средства планируется направить целевым назначением на решение самых сложных проблем в сфере правоохранения, образования, трудоустройства, спорта и физической культуры, воспитания сложной части подростков и молодежи. Программой предусмотрено принятие правовых актов, касающихся привлечения общественных организаций и населения к правоохранительной деятельности, органов местного самоуправления.
РГ | Вы считаете, трех тысяч действующих в России законов недостаточно? Или вина в продолжающемся росте преступности все же во многом лежит на местных администрациях и государстве в целом?
Нургалиев | По большому счету, прямая обязанность государства - создать такую обстановку, которая бы позволила обеспечить защиту граждан в любых ситуациях. И граждане правы, когда предъявляют претензии к милиции и государству об отсутствии такой безопасности. Считаю, что отправной точкой должна стать забота государства о воспитании и защите человека с момента его рождения. Надо формировать детскую психологию, вкладывать основы правосознания на начальном жизненном этапе маленького человечка - в детских садах и школьных учреждениях. В тот период, когда из него еще можно воспитать достойную личность или при невнимании к нему получить "негодяя". Вы говорите о трех тысячах российских законов. Но о них мало кто знает. Государство и общество, к сожалению, мало внимания уделяют доведению до своих граждан своих же собственных требований. У наших сотрудников есть расхожая фраза: мол, незнание закона не освобождает от ответственности. Так не лучше ли довести до населения эти законы, хотя бы основные, чтобы дело не доходило до ответственности?
РГ | Но как заставить народ читать законы? Тем более чтить их? В вашей программе есть рецепт решения этой задачи?
Нургалиев | Полагаю, есть. Я не случайно заговорил про детей. Введение в школах в рамках учебного цикла "Основы безопасности жизнедеятельности" дополнительных учебных программ, например по праву, могло бы коренным образом изменить ситуацию. То же следует предпринять в колледжах, вузах и в Российской армии.
Доплатим сиротам за квартиру
РГ | Сегодня обязательное среднее образование у нас уже вовсе не обязательно. Многие подростки вообще отлучены от школы, в том числе из-за необходимости содержать семью. Так кому вы собираетесь преподавать основы права?
Нургалиев | Наша программа как раз и поможет вернуть детей в школы. Вот только некоторые из предлагаемых нами нормативно-правовых актов: "О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений", "Об ответственности родителей за воспитание детей", "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
К сожалению, для подростка сегодня закрыты пути на платные стадионы и в спортивные залы, нет мест для занятий по интересам. Зато - масса дискотек и ночных клубов, "одноруких бандитов", которые опустошают не только карманы, но и души молодых людей, широкий ассортимент пива, спиртных напитков, наркотиков. Пропаганда пива за последние пятнадцать лет уже вырвала из активной жизни сотни тысяч подростков. Их неустоявшаяся психика оказалась сломана сладкими грезами и посулами пивного рая. В итоге - алкоголизм. Изменить эту ситуацию - тоже задача программы.
А неблагополучные семьи? Правоохранительная система, общественность, органы местного самоуправления безучастно во многих случаях относятся к таким "ячейкам общества". Дети же, живущие в квартирах-притонах, получают жестокие уроки зла, насилия и порока. И это тоже надо ломать. Мы даже предлагаем обеспечить государственное финансирование найма жилья по достижении 16-летия выпускникам интернатов и детских домов.
Кстати, в разрешении этих и многих других проблем активную позицию занимает руководитель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова. Ее мнение, опыт, практические наработки были учтены и использованы при составлении новых моделей профилактики подростковой преступности.
РГ | Но ведь неблагополучные семьи, голодные и обездоленные дети - это социальные и экономические проблемы, которые должны заботить совсем другие министерства и ведомства. При чем здесь МВД?
Нургалиев | МВД это касается в первую очередь, так как именно мы получаем конечный продукт человеческого неблагополучия - преступность. Наша статистика утверждает, что даже один процент безработицы дает прирост преступности сразу на пять процентов. А вот еще нерадостные цифры: в прошлом году свыше 790 тысяч человек, совершивших преступления, были безработные либо не имеющие постоянного источника дохода. А свыше 316 тысяч человек пошли на преступление повторно.
РГ | И у вас есть конкретные предложения по борьбе с безработицей?
Нургалиев | В сфере нашей компетенции - есть. В обществе в последние годы идет полемика: нужна ли нам иностранная рабочая сила или мы тем самым выбрасываем на задворки рынка труда своих специалистов? Считаю, что потребность в трудовой миграции - объективная необходимость. России нужны сегодня, как никогда, рабочие руки. Но нам следует быть внимательнее к своим отечественным трудовым ресурсам, необходима законодательная защита конституционного права на труд российского гражданина. Известны факты, когда отдельные руководители органов местного самоуправления, имея на учетах в бюро занятости тысячи безработных россиян, предпочитают завозить иностранную рабочую силу. Причем нередко с нарушениями миграционного законодательства. Им так кажется дешевле и меньше головной боли. Но это ошибочно, вот головная боль и создается, когда не занятые трудом люди ищут сами применение своему таланту, нередко в совершении преступных деяний, чаще всего имущественного характера.
Бронь для отсидевшего - на работу
РГ | Но согласитесь, что и правоохранительная система небезупречна. Места лишения свободы зачастую не исправляют преступника, а совершенствуют, так сказать, его воровское мастерство.
Нургалиев | Более того, каждый десятый освободившийся из заключения в течение года вновь попадает за решетку. Система исполнения наказаний в своей деятельности строго руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом, а там воспитанию осужденных отводится не первостепенное место. В прежнем законодательстве предусматривались меры принудительного влияния на ранее судимых, не вставших на путь исправления. Сегодня в законе нет указаний для органов внутренних дел осуществлять административный контроль за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. Но мы предлагаем не только возродить такой контроль, но и помочь этим людям вернуться к нормальной жизни. Например, бронировать для них рабочие места, посильно решать их жилищные проблемы.
РГ | А наркоманы, алкоголики? Тоже ведь потенциальные правонарушители. В советские времена их принудительно лечили.
Нургалиев | Сегодня, к сожалению, кроме дорогостоящих клиник, нередко с сомнительными технологиями, попавшему в беду человеку предложить нечего. Мы не претендуем на возврат старой принудительной системы лечения. Но готовы содействовать любым государственным начинаниям в области лечения от алкогольной и наркотической зависимости. В том числе и принудительной. Наша программа предлагает создать службу специалистов-наркологов на базе городских и районных больниц, увеличить количество центров по лечению от наркомании. Именно там, где их больше, так сказать, в шаговой доступности.
Охранников приглашают в патруль
РГ | Рядовых граждан - так называемую общественность - вы тоже, полагаю, привлечете к профилактике правонарушений. Каким образом? За последнее десятилетие общественное сознание сильно видоизменилось, стало более индивидуалистским, эгоистичным.
Нургалиев | Мы это учитываем. Но как это уже не заигранно звучит - без общественности, без поддержки населения никак не обойтись. Программой профилактики правонарушений предусмотрены комплексные меры по стимулированию участия населения в деятельности общественных организаций правоохранительной направленности в форме добровольных дружин. Мы постараемся инициировать заключение соглашений частных охранных предприятий с органами внутренних дел, местного самоуправления в контроле за порядком на улицах. Организуем привлечение товариществ собственников жилья, уличных комитетов, домкомов к участию в предупреждении правонарушений, обеспечим стимулы гражданам за предоставление достоверной информации о замышляемых и совершенных преступлениях.
РГ | Но все это потребует непосредственного участия органов местного самоуправления, а у них хватает и других проблем: отопительный сезон, ЖКХ и другие...
Нургалиев | Мы полагаем, что необходимо создать региональные и муниципальные межведомственные комиссии по профилактике правонарушений, ввести должности заместителей глав администраций субъекта Федерации, городов и муниципальных образований, прямо ответственных за организацию на вверенной территории профилактики правонарушений. И уже совместно корректировать эту профилактику. Сделать предстоит много. Надо, например, пересмотреть практику формирования комиссий по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства. Они должны собираться не раз в квартал, а работать постоянно с выходом в жилые кварталы и школы. Для этого необходимо пересмотреть штаты и обязанности этих комиссий.
РГ | Программа, которую вы предлагаете, потребует усилий не только МВД, но и всего общества.
Нургалиев | Безопасность, так нужную сегодня каждому гражданину, можно обеспечить только, как говорится, всем миром. И если предлагаемая модель государственной профилактики правонарушений снизит уровень преступности, то наша задача будет выполнена. Эта совместная работа еще и консолидирует нас в составе общества, города, двора и подъезда, будем лучше знать друг друга, добрее относиться и заботиться о тех, кому труднее.