Если бы ситуация, аналогичная той, что разворачивалась с четверга по воскресенье у берегов Камчатки, произошла двадцать лет назад, мы бы о ЧП ничего не узнали. Иностранная помощь тогда была немыслима, и гибель подводников списали бы на трагедию при исполнении служебных обязанностей. Другое дело, что, скорее всего, само запутывание в сетях было бы исключено. А если бы такое случилось, то подводный аппарат от пут был бы освобожден собственными силами и очень быстро.
К середине восьмидесятых годов в СССР полным ходом шло создание совершенно уникальной и не имевшей аналогов спасательной службы на море. В строю, причем на Тихоокеанском флоте, уже находилась единственная в мире спасательная подводная лодка с двумя глубоководными батискафами на борту. Планировалось ввести в строй еще несколько подобных субмарин. В структуре ВМФ создавался отряд акванавтов со своими специально оборудованными подводными лодками. Этих пловцов готовили к работе в легких водолазных костюмах на глубинах до пятисот метров. Ничего, даже близко напоминающего этот проект, и по сей день никто в мире не начинал. А у нас отряд настоящих "ихтиандров" активно работал уже в восьмидесятые годы. Сейчас проект практически закрыт.
Одним из мировых лидеров в проектировании и строительстве глубоководной техники двойного назначения было и осталось Центральное конструкторское бюро "Лазурит" в Нижнем Новгороде. Именно здесь спроектировали спасательную подводную лодку, а также множество обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов. В начале девяностых годов англичане, воспользовавшись открытостью, использовали в своих технических проектах те наработки, которые имели российские КБ подводного судостроения. На основании, в том числе, и нижегородских технологий в Великобритании была создана техника, названная сегодня "чудом ХХI" века.
А российскую уникальную подводную лодку-спасатель списали и отправили в утиль как раз в дни, когда шла битва за "Курск". Пилотируемые и непилотируемые спасательные аппараты, без всякой системы разбросанные по флотам, разрушаются и ждут часа своего списания. И в то же самое время взоры адмиралов из Главного штаба ВМФ давно обращены в заморские пределы. К примеру, сразу после гибели АПЛ "Курск" было решено закупить в Великобритании аппараты "Тайгер" для ведения подводной видеосъемки и более чем сомнительные по качеству аппараты "Вилон" для разрезания на глубине тросов и сетей. При этом наших флотоводцев не беспокоило, что электронные глаза заморских "тигров" будут шарить и по подводным объектам совершенно секретным, а снять видеоинформацию для подготовленных специалистов - пара пустяков.
В итоге мы получили то, что получили в период с 4 по 7 августа. Батискаф АС-28 работал в режиме строгой секретности в совершенно закрытой акватории, где располагались гидроакустические антенны дальней подводной связи. Особенностью антенн было то, что с их помощью велось наблюдение за всеми подводными объектами, находящимися в Тихом океане, и осуществлялась связь с российскими стратегическими атомными подлодками, несущими боевое дежурство. Иностранные военные разведки неоднократно пытались выяснить координаты расположения этих антенн. И, наконец, ВМФ с точностью до метра указал местонахождение подводной системы связи и наблюдения.
АС-28 запутался не в подводном мусоре, которого в прибрежных водах хватает и не в браконьерских сетях, а в той самой секретной антенне, которая сама по себе представляет гигантскую сеть. Никакой бы трагедии не произошло, находись рядом, как и положено, еще один АС-28, способный своими манипуляторами, распутать любую паутину. Увы, второй батискаф был на борту корабля сопровождения в нерабочем состоянии.
Оставалась надежда на британский "Вилон", но он сломался почти сразу. И что было делать нашим военным морякам, если свою помощь тут же предложили США, Великобритания и Япония, которые, похоже, узнали о ЧП раньше, чем информация просочилась в СМИ? Как сказал адмирал Эдуард Балтин, "они бы весь блок НАТО собрали (для оказания помощи на месте) и еще пригласили бы ЮАР, так как этот район напичкан секретами".
Самыми оперативными оказались англичане, доставившие свой "Скорпион" раньше американцев. Правда, и этот мощный робот едва не сломал свои клешни о стальные сети наших антенн. Благо вместе с роботом прилетела целая инженерная команда, которая заставила подводного монстра работать. Кстати, вполне возможно, и специалисты это допускают, что заморские спасатели АС-28 теперь имеют образцы тех материалов, из которых изготовлена секретная антенна.
Теперь у ВМФ появилась веская причина закупить партию "Супер-Скорпионов" для спасательных работ в будущем. А что же мы, сирые и убогие? Где наши-то чудо аппараты? Вот что говорит по этому поводу генеральный директор ЦКБ "Лазурит" Герой России Николай Кваша:
- На каждом флоте есть так называемые автономные рабочие снаряда (АРС). Это обитаемые аппараты первого поколения, предназначенные для выполнения инженерных работ на большой глубине. Они спокойно перерезали бы любые канаты и сети, но... Все АРСы, насколько мне известно, давно стоят без аккумуляторов и работать, естественно, не могут.
Однако самое обидное то, что рядом с терпевшим бедствие АС-28 находился точно такой же аппарат, способный освободить батискаф из подводного плена, это видели телезрители, фотографию аппарата напечатали многие газеты. Но и он был обесточен!