Во всяком случае, к цифре в 600 тыс. фунтов стерлингов, что прозвучала со ссылкой на королевский военно-морской флот Великобритании, наши специалисты рекомендуют относиться с изрядной долей скептицизма. Приведенная сумма характеризует лишь стоимость конкретного аппарата на момент постройки.
Тот самый "Скорпион-45", который перекусывал сети и кабели, удерживающие наш АС-28, был построен 15 лет назад и сегодня такой за 600 тысяч не купить даже британскому королевскому флоту.
И еще один нюанс. Любая техника непременно ломается, причем в самый неподходящий момент, что, кстати, и произошло и во время работы британских аппаратов в бухте Березовая. Без высококлассных специалистов из Шотландии экстренно исправить недостатки не удалось. Возникает вопрос: купив "скорпионы", нам, выходит, придется содержать на своих секретных базах ВМФ еще и бригады британских инженеров и техников?
Закупая аппараты для спасения наших батискафов, нельзя забывать и о предстоящих расходах по повышению надежности этих самых многострадальных батискафов. О необходимости модернизации спасательных аппаратов типа "Приз" и "Бестер" на флотах говорят уже давно. Проблема, как всегда, упирается в тривиальное финансирование: доведение до ума одного лишь аппарата требует 150 - 180 млн. рублей.
Есть и еще одна принципиальная проблема. Бросается в глаза некая закономерность: тонет подводная лодка - в ходе спасательной операции выявляется катастрофическая нехватка средств спасения - эти средства экстренно закупают за рубежом. После "Курска" морякам выделили деньги на закупку двух британских телеуправляемых подводных аппаратов Venom и пяти малогабаритных необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов Tiger. Плюс четырех канадских нормобарических скафандров New Suit, в которых водолаз может работать на глубине до 365 м. Еще в Великобритании прикупили пять подводных телевизионных комплексов Cyklop и столько же барокамер Giper Lite.
Все это добро во время аварии с АС-28 не пригодилось. Решили купить еще и "скорпионы". При этом не факт, что во время очередного ЧП эти аппараты пригодятся. Скажем, потребуется в открытом море доставить на борт корабля хирурга, и вдруг выяснится, что опять почему-то нет ни людей, ни средств...