Но параллельно шла другая, очень напряженная театральная жизнь, для круговорота спектаклей в природе и мировой гастрольной практики не менее важная и продуктивная: зарубежные режиссеры, артисты, директора мировых театральных фестивалей, западные и восточные импресарио ходили на постановки московских театров. На предмет того, чтобы ангажировать их к себе на гастроли, - это раз; а главное, чтобы быть в курсе такого мощного театрального контекста, как столичный, - два.
Какими глазами (восторженными, завидущими, горящими или полузасыпающими) иностранцы смотрят на наши театры? Что они при этом чувствуют? Как себя ведут? Чего не понимают решительно, а что, вопреки опасениям и самым пессимистическим прогнозам, высиживают до конца, не ойкнув, не вздохнув? Кто, по их мнению, оказывается впереди планеты всей, а кого они даже не удостаивают своим вниманием?
Об этом рассказывает координатор московской программы Татьяна Касаткина.
Российская газета: Картина московских театров в этом году предстала такая. Были Захаров, Гинкас, Любимов, Васильев, Райкин. Далее: Табаков, Женовач, Фокин, Козак, Мирзоев, Бородин, Погребничко. Плотным кольцом вокруг - молодая режиссура: Серебренников, Карбаускис, Рощин, Чусова. Плюс американец Уилсон и японец Сузуки, спектакли которых тоже стали неотъемлемой частью московской театральной жизни. Вопрос в следующем: что дает нашим театрам участие в международных фестивалях, проходящих в Москве?
Татьяна Касаткина: Не выезжая за пределы своей страны, они становятся известны зарубежным зрителям, в том числе профессиональным театральным людям. А это нередко способствует приглашению их на другие международные фестивали и гастроли. В этот раз в Москве были представители фестивалей из Франции, Швейцарии, Колумбии, Бразилии, Тайваня и других. Они очень активно ходили на московскую программу.
РГ: И первые проблемы, с которыми они здесь сталкивались - это...
Касаткина: Зарубежные деятели приезжают к нам на неделю. От силы дней на 8-10. А программа рассчитана на два месяца, - это один из самых продолжительных театральных фестивалей в мире. Наши гости сожалеют, что не могут поселиться здесь на такой длительный срок и попадают только на те спектакли, которые идут в период их пребывания. Но они едут к нам, уже имея представление о постановках наших театральных мэтров. Очень большой интерес у них вызвали МХАТ, "Ленком", "Сатирикон", "Табакерка", васильевская "Школа драматического искусства". Мы благодарны театрам, - они бескорыстно шли нам навстречу и были внимательны к проблемам наших гостей. Практически все их пожелания были удовлетворены.
РГ: Если подробнее говорить о формировании афиши и критериях отбора, как так получилось, что из 27 спектаклей московской программы 8 поставлены театрами Табакова - "больших и маленьких". Три у "Современника", два у Таганки, и по одному - у Большого, Вахтанговского, "Ленкома", Васильева и Гинкаса. Почему возник такой большой отрыв?
Касаткина: Потому что у Табакова больше премьер, чем во всех других театрах, - это реальность. А что касается критериев, мы берем (мы - это Международная конфедерация театральных союзов, занимающаяся основными зарубежными театральными контактами. - Прим. ред.) только самые интересные премьеры последних двух сезонов. Мы потом сравнили нашу программу с существующим рейтингом популярности у публики и у критиков. Десятка лучших спектаклей полностью совпала, хотя наша программа составлялась гораздо раньше, чем проводились опросы. К ним следует отнести "Скрипку Ротшильда" Камы Гинкаса, постановки Юрия Любимова, "Ричарда" Константина Райкина. Очень многим западным и восточным гостям понравился спектакль Миндаугаса Карбаускиса "Когда я умирала" в Театре-студии Табакова, - бесспорные вещи оказываются любимы всеми. Большой резонанс имел "Оскар и розовая дама" с Алисой Фрейндлих Владислава Пази. И "Мальчики" Сергея Женовача, поставленные на его выпускном курсе в РАТИ. О них много писали и говорили. "Мальчиков" показывали на фестивалях в Санкт-Петербурге, Сибири, Польше. Лучшие дипломные работы становятся украшением фестивальных программ. Если вспомнить 92-й год, на первом Чеховском программа была скромная - всего десять названий, а в ГИТИСе тогда курс Фоменко играл цветаевское "Приключение" и спектакль "Волки и овцы". Приехало очень много зарубежных гостей. И мы их повели как раз на дипломные спектакли курса Фоменко, хоть они и не были включены в программу. Дело было еще до ремонта ГИТИСа, а вы помните, в каком состоянии он был 13 лет назад... Когда гости попали внутрь, они ужаснулись: это и есть ваш легендарный институт?! Но после просмотра спектаклей Фоменко интерьеры уже не имели для них никакого значения, и подобных вопросов больше не возникало - они были потрясены.
РГ: А почему в сегодняшнюю афишу не вошли московские спектакли чести, славы и гордости нашего театра - Петра Наумовича Фоменко?
Касаткина: Из премьер у него в "Мастерской" вышли только "Три сестры", но из-за декретного отпуска ведущей актрисы они сейчас не играются.
РГ: Из режиссеров в программе больше всего постановок Кирилла Серебренникова - целых три, и в количественном плане он стал бесспорным лидером. Как бы вы могли определить его положение в нашем театре?
Касаткина: Согласитесь, при том, что не все принимают его спектакли, это режиссер, который заставил обратить на себя внимание. Только в прошедшем сезоне у него вышли премьеры на двух сценах МХТ, в "Современнике". Его приглашают в ведущие театры Москвы, и это тоже факт нашей театральной жизни. Мы ведь не ставим себе целью показать идеальное - его и в природе не так уж много...