Недавно губернатор Владимир Кулаков заметил, что для нормального водоснабжения области необходимы средства, сопоставимые с затратами на газификацию региона. То есть - сотни и сотни миллионов рублей.
По данным разведки
Воронежцы пьют воду исключительно из подземных источников, без примеси поверхностных. Ни один город страны не может себе это позволить. Да, в воде есть повышенное содержание железа, марганца, некоторых других металлов, но тут уж ничего не поделаешь: геохимическая аномалия - явление природное. А в целом, по оценкам геологов, "область надежно обеспечена ресурсами пресных подземных вод". Единственное, что не совсем устраивает - распределение по территории неравномерное: северная, северо-западная, центральная части обеспечены нормально, а вот на юге, юго-востоке, северо-востоке питьевая вода в дефиците.
Геологоразведчики в прежние годы разведали 75 водных месторождений. Используется пока только 43. Остальные, во-первых, в запасе, а во-вторых, остаются не тронутыми, потому что подобраться к ним не могут - то далеко от городов, то нет денег на тщательную доразведку и освоение. Может, это и неплохо - должны же мы что-то оставить потомкам. Кстати, на большой глубине есть еще месторождения минерализованной воды, некоторые из которых можно сравнивать с водой Друскининкая и Кавказа. Одним словом, при хорошем раскладе можем взять из подземных источников только питьевой воды до 3515 тысяч кубометров в сутки. Но пока разведанные месторождения используются всего на 27 процентов. Отсюда и дефицит воды.
В резерве лежит в толще земли легкодоступное Южно-Воронежское месторождение с возможной подачей воды более 250 тысяч кубометров в сутки. В начале 90-х приступили к плановому освоению первого узла - стали строить водоносную станцию, сооружать водовод. Но вскоре работы прекратились. Оборудование со временем, как водится, растащили. Теперь если и начинать строить, то с нуля. Тонкость еще и в том, что от скважин до Воронежа довольно далеко - такая транспортировка значительно удорожит воду за счет повышенных затрат электроэнергии. Решили до поры до времени затею с освоением отложить и обратить внимание на другие, более ближние месторождения. Мысленно прошлись по всем и убедились, что обустраивать их по разным причинам невозможно. Старо-Животинное, к примеру, находится вблизи старых скотомогильников - вода до отказа наполнена нитратами. Самое перспективное направление сегодня - расширить участок на намывном острове в районе санатория им. Горького. Он уже эксплуатируется, снабжая водой часть города. Расширять - не строить, на эти цели средства найти можно.
Хотя со средствами туго. К примеру, в этом году область вообще не выделила деньги на разведывательные работы. Но, помимо разведки, давно назрела еще одна насущная необходимость - сделать переоценку водных запасов. Это затратное мероприятие, к сожалению, каждый год отодвигается. Для того, чтобы провести оценку, нужна федеральная поддержка - ни городская, ни областная казна с такой нагрузкой не справятся.
Нитраты на горизонте
Не менее острую нехватку воды ощущают и в крупных райцентрах области. В последнее десятилетие из-за потока мигрантов существенно увеличилась территория Борисоглебска. Воды на всех стало не хватать. Крупное месторождение чистейшей подземной воды разведано в 15 километрах от города, его проектная мощность - четыре тысячи кубометров в сутки. С лихвой хватит на все нужды горожан. В середине будущего года проект на развитие месторождения будет готов, но геологи заранее предупреждают о появлении новых проблем у коммунальных служб. Огромный напор воды создаст угрозу постоянных порывов старых водопроводов. А это, как известно, кроме неудобств ремонтникам, способно инфицировать воду в трубах.
Одним словом, с освоением новых месторождений, куда ни кинь, одни проблемы. В Острогожске подземный горизонт загрязнен нитратами и газолином - результат непродуманных действий мясоконсервного завода и перекачивающей станции. Поиск новых источников водоснабжения профинансирован. На очереди - решение проблемы с питьевой водой в Павловске.
Источник второй свежести
Нынче все, кому не лень, бурят скважины для частного пользования водой. Пробуренных для промышленного пользования - до девяти с половиной тысяч. И неучтенных, похоже, не меньше. Попользовавшись, многие частники скважины бросают. Очень скоро они оказываются забитыми мусором, отходами, напрямую загрязняют водоносные горизонты.
Но самый большой ущерб подземным пластам наносят все-таки предприятия, промышленные в городах и перерабатывающие в селах, хранилища технических и бытовых отходов, шламонакопители, поля фильтрации. Одни энергетики ежегодно сливают на землю около 120 миллионов кубометров сточных вод, загрязненных нефтепродуктами. Кроме того, естественная убыль горюче-смазочных веществ составляет более 300 тонн в год.
В Воронеже официально насчитывается свыше 50 источников загрязнения. По данным главного управления природных ресурсов, в области образовалось 3,8 миллиона тонн отходов. Более тысячи тонн - чрезвычайно и высоко опасных. Большую опасность для окружающей среды представляет полигон твердых бытовых отходов в руднике "Средний" близ Воронежа. Там сложилась чрезвычайная ситуация, обусловленная переливом высокотоксичного фильтрата в водоносный горизонт. Изоляционный экран, по всей видимости, уже не обеспечивает защиту подземных вод от загрязнения. Еще три года назад полигон был признан полностью заполненным, но строительство второй очереди затягивается.
Область прочерчивают автотранспортные магистрали. Вдоль трасс образуются шлейфы загрязненных почв, после дождей грязь переносится в глубь земли, доходит до водоносных горизонтов. К тому же обострилась проблема безопасности железнодорожных перевозок нефтепродуктов и химических реагентов - увеличились случаи их розлива, утечки. Представляют опасность и старые канализационные системы городов. Все это формирует хроническое загрязнение подземных вод, способствует накоплению в земных пластах токсичных элементов. Анализ состояния одного из водоносных комплексов в области показал устойчивую тенденцию ухудшения качества воды, загрязненной элементами второго, третьего и четвертого классов опасности. В общем, даже если удастся решить вопрос с количеством воды - проблема улучшения ее качества свою актуальность не потеряет.