Три-четыре года назад эксперты оценили, что "под подушками" у россиян скопилось не менее 25-30 миллиардов долларов. Думаю, сейчас эта сумма выросла до 40-45 миллиардов. Это большие средства, за которые имеет смысл бороться. Однако по-прежнему значительная часть доходов остается в тени, как известно, 40 процентов зарплаты выдается в конвертах. И неудивительно, что ресурсы Пенсионного фонда, как утверждают специалисты, примерно на 40 процентов ниже того, что должно бы быть. Вот вам и причина дефицита бюджета Пенсионного фонда, проблемы дальнейшего снижения единого социального налога.
Таковы печальные результаты, которые принесли нам непрозрачная экономика и обстановка недоверия. А бизнеса все это касается десятикратно.
На самом деле, основные активы, которые "прячутся от света", лежат на счетах корпораций в офшорных зонах. И заставить их перейти на легальное положение - задача крайне сложная, особенно после известных событий с "ЮКОСом" и другими крупными компаниями.
И сколько бы бизнесу ни говорили, что налоговая служба действует в рамках закона, он этому не верит. Безусловно, к закону надо испытывать уважение. Но согласитесь, делать это не так просто, когда чиновник имеет возможность при необходимости трактовать закон по своему усмотрению. Например, вводится понятие "недобросовестный налогоплательщик", на которого не распространяется срок давности по налоговым проверкам. А кто будет определять, добросовестный ты или нет? Вам скажут - суд. Но суд у нас, уверен бизнес, слушается высокопоставленных чиновников.
Сегодня, на мой взгляд, ключевая проблема российской экономики - низкая деловая активность бизнеса и, конечно же, самих граждан. Они должны не просто получать зарплату, но и видеть себя инвесторами, то есть людьми, которые не терпят, когда их деньги лежат где попало и не приносят доход. Вот тогда они положат свои "кубышки" в банк. Залог успеха - опять же прозрачность экономики, доверие граждан к публичным, в том числе и финансовым, институтам страны. Я бы даже сказал, что главный резерв российской экономики - не нефть и газ, а свобода и доверие. У нас же доверие к власти - на уровне плинтуса. И все шаги, которые предпринимаются для того, чтобы изменить ситуацию, безусловно, очень важны.
Теперь посмотрим, как это делается у нас и сейчас. Что собираются предложить гражданам? Им говорят: "Объявите о своих деньгах, положите их в банк, заплатите 13 процентов и спите спокойно". А я вспоминаю Мао Цзэдуна, который в свое время выступил с лозунгом: "Пусть процветают сто цветов", но забыл добавить, что потом он будет их срезать. Так и в случае с упрощенным порядком декларирования доходов граждан почему-то не вспоминают, что в России действует Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". А там говорится, что если на вашем счете в одночасье появились свыше 600 тысяч рублей, то банк обязан проинформировать об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу. И она - выяснить, откуда у вас взялись такие деньги.
Если уж решили объявить финансовую амнистию, то в новом законе надо четко прописать, что на легализованные доходы "антиотмывочная статья" не действует. В таких ситуациях мало одних уверений, что никаких проверок не будет. Людям нужны гарантии, которые может дать только прозрачное законодательство. Я вообще считаю, что финансовую амнистию надо проводить без всяких условий. Именно так поступили власти Казахстана, Ирландии и Турции. Они сказали своим гражданам: с такого-то дня за уклонение от налогов будем спрашивать по полной программе. А то, что было до этого, - забудем. В России именно такой подход, да и то не сразу, может дать позитивный результат. А тот шаг, который предпринимается сегодня, ничего не принесет.
На мой взгляд, процентов пять граждан, может, и поверят. Но не больше. Уже не в первый раз финансовые власти норовят оставить себе форточку в законе, чтобы потом влезть в нее и посмотреть: что это там лежит у вас под подушкой. Ничего так не получится. Это та проблема, которую нельзя решить одним махом. Формирование атмосферы доверия к власти - тонкая материя.