В круг избранных вошли только восемь человек. Многие счастливчики волновались: не надо ли брать с собой вещи, особенно теплые? Нет, отвечали мы, с вещами не надо. Мы в тюрьму ненадолго!
Сегодня наших читателей и журналистов встретит глава Федеральной службы исполнения наказаний России Юрий Калинин и проведет по следственному изолятору. Это не просто экскурсия, разговор пойдет шире: о том, соблюдаются ли права человека за решеткой, соответствуют ли условия содержания цивилизованным нормам и надежно ли охраняются изоляторы.
Сам по себе факт, что такие режимные заведения как "Матросская Тишина" открыты для представителей общественности и соответственно - общественного контроля. Так совпало, что накануне нашего визита в изолятор сменил прописку самый известный на сегодняшний день арестант - Михаил Ходорковский. Его перевели из одной "Матросской Тишины" - в другую. Ничего удивительного, под знаменитой "маркой" скрываются два разных изолятора. Один - обычный, в который попадают москвичи и гости столицы, совершившие здесь преступления. Другой - специальный, в котором содержатся подследственные особого ранга, в число которых, безусловно, входит Михаил Ходорковский. Этот специальный изолятор можно назвать государством в государстве, у него своя охрана, и подчиняется он непосредственно главе Федеральной службы исполнения наказаний. Обычный же изолятор встроен в обычную (простите за повтор) вертикаль власти уголовно-исполнительной системы: начальник учреждения - региональное управление исполнения наказаний - центральный аппарат ФСИН.
Пока шел суд, известный арестант сидел в специальной "Матросской Тишине" в камере на троих. Условия, прямо скажем, не плохие для наших изоляторов: и холодильник там был, и даже телевизор. Но при этом и режим был гораздо строже, чем в обычных камерах. А накануне Михаила Ходорковского "уплотнили": перевели в камеру на одиннадцать человек, где условия, конечно, похуже. Что это значит? Абсолютно ничего, уверяют во ФСИН.
- Перевод бывшего главы "ЮКОСа" в камеру на одиннадцать человек - внутреннее дело начальника изолятора, - сказал вчера Юрий Калинин. - Действия начальника сизо я не комментирую, у него своя технология работы.
В службе исполнения наказаний корреспонденту "РГ" пояснили: "В наших следственных изоляторах находится 150 тысяч человек. Центральным аппаратом ФСИН России движение каждого подследственного не отслеживается. Подследственные, подозреваемые и обвиняемые содержатся согласно нормам, установленным законодательством России. Каких-либо особых условий для содержания отдельных лиц не предусмотрено. Все лица, содержащиеся в сизо, обеспечиваются продуктами питания и предметами первой необходимости согласно всем нормам".
Понятно все же, что Михаил Ходорковский - не совсем обычный заключенный. Тем не менее по закону ничего вопиющего не произошло. Пока шел процесс, бывшего главу "ЮКОСа" действительно содержали в специзоляторе. Этому были вполне официальные объяснения: процесс вызвал широкий резонанс, а у арестанта остались на воле немалые возможности. Поэтому требовалось надежней изолировать подсудимого, чтобы не позволить ему помешать суду. Теперь приговор вынесен. Конечно, еще предстоит рассмотрение кассационной жалобы, но все же объективной необходимости в специальной охране нет. Такова официальная версия. Неофициальную высказывают друзья и защитники арестанта, мол, на бывшего олигарха решили надавить. Где правда, сегодня читатели "Российской газеты" узнают из первых рук.