12.08.2005 02:00
В мире

Японию "свяжут" тоннелем с Сахалином?

Текст:  Всеволод Овчинников (обозреватель "Российской газеты")
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3845)
Читать на сайте RG.RU

Японцы издавна мечтали перебираться с одного острова на другой иначе, чем на паромах. Начало этому было положено лишь в годы Второй мировой войны. Возникла необходимость теснее связать "японский Кузбасс" - металлургический комбинат Явата и угольные шахты Миике на Кюсю с главными потребителями стали - военными заводами на Хонсю. Под Симоносекским проливом был прорыт железнодорожный тоннель длиной 3,5 километра.

Однако соединение двух наиболее развитых японских островов на этом не кончилось. Во время Токийской Олимпиады 1964 года Страна восходящего солнца поразила всех самым быстрым в мире поездом. От Токио до Осаки 518 километров - лишь немногим меньше, чем от Москвы до Петербурга. Японцы привыкли, что на дорогу уходила ночь. Однако супер-экспресс проделывает этот путь меньше, чем за три часа.

Сверхскоростная железная дорога "Синкансен" ("Новая колея") настолько всем понравилась, что ее продлили до Фукуока на южном острове Кюсю. При этом для суперэкспрессов проложили отдельный тоннель, а для автомобильного движения над проливом возвели мост.

Когда я в начале 60-х приступил к работе в Токио, Япония жила под впечатлением страшной катастрофы в Сангарском проливе. Он отделяет остров Хонсю от расположенного севернее него Хоккайдо. Поезду Токио-Саппоро приходилось каждый раз тратить по нескольку часов, чтобы погрузиться на паромную переправу. Но во время внезапно налетевшего шторма паром перевернулся и затонул. Многие пассажиры погибли.

Эта трагедия послужила толчком для прокладки железнодорожного тоннеля длиной 54 километра, почти половина которого проходит под дном Сангарского пролива. Строительство его затянулось на целых два десятилетия, а движение было открыто лишь в 1987 году. Причиной послужили не только технические трудности. Дело в том, что тоннель проектировали для скоростных экспрессов. Но пока его строили, оказалось что тянуть "Синкансен" с Хонсю на Хоккайдо не рентабельно. Большинство пассажиров предпочитают пяти часам в вагоне часовой авиаперелет. Так что из Токио в Саппоро до сих пор ходят не скоростные, а обычные поезда.

Когда наступил черед привязать к единой транспортной сети четвертый крупный остров Сикоку, доля автомобильных перевозок значительно превзошла железнодорожные. Поэтому тоннелю для поездов предпочли мост для скоростной автострады. Он связал аграрную префектуру Токусима на северном побережье Сикоку с промышленной зоной Кобе-Осака на острове Хонсю. Кроме того, в последние годы ХХ века был сооружен десятикилометровый комплекс из шести вантовых мостов, "прошагавших" по мелким островам от префектуры Хиросима на Хонсю до префектуры Эхиме на Сикоку.

Теперь, когда четыре главных острова соединены, пошли разговоры о том, чтобы потом присоединить Японский архипелаг к материку. Для этого нужно проложить тоннель от Хоккайдо до Сахалина и вернуться к идее, которая обсуждалась еще при Сталине: построить тоннель или мост между Сахалином и материком. Тогда, сев в вагон в Токио, пассажир сможет выйти из него в Москве или даже в Лондоне. А опыт японской сверхскоростной трассы "Синкансен" помог бы коренной модернизации Транссибирской магистрали.

Япония