12.08.2005 00:40
Общество

Виктор Авилов: в зоне гипноза

Текст:  Оксана Солтанова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3845)
Читать на сайте RG.RU

21 августа 2004 года Авилова не стало. Как это бывает с настоящими актерами, у него даже не было времени на отдых: работа, работа и еще раз работа. "Может быть, в этом и есть актерское счастье, когда ты не можешь выкроить себе минуту на отдых", - сказал однажды Виктор Васильевич. Да, впереди у него было много планов: он работал над постановкой спектакля "Грешная деревня Далскабаты, или Забытый черт" в театре "Киноспектакль", мечтал снять картину по пьесе Л. Жуховицкого "Последняя женщина сеньора Хуана", собирался репетировать в новом спектакле родного театра на Юго-Западе, и гастроли, гастроли...

До своего окончательного ухода он уже умирал - дважды. В 1995 году на гастролях в Берлине, куда актер приехал играть Воланда в спектакле "Мастер и Маргарита", у него произошло обострение язвы. А затем - две клинические смерти. "Меня врачи вытаскивали с того света, сердце два раза запускали", - рассказывал Авилов. Спустя девять лет сердце остановилось окончательно. "Я не жалею ни о чем, хочу только покоя", - сказал актер в 2003 году, когда ему исполнилось пятьдесят лет.

Да, планов было много, но мечты сыграть некоего заветного персонажа - не было. "Я уже сыграл все великие роли, - говорил Авилов, - Мольера, Гамлета, Хлестакова, Калигулу и графа Монте- Кристо... Иногда шучу, что осталось сыграть только тень отца Гамлета - призрака..."

Авилов был актером, для которого было важно не просто показать тот или иной персонаж. Он стремился через конкретный образ обнажить различные грани бытия, вступить со зрителем в диалог, ответить (или получить ответы) на сложные философские вопросы. "Меня волнует то, что, наверное, волновало и Гамлета: темы бытия, судьбы, рока, потусторонней жизни. Я много читал и думаю, что жизнь дана человеку, чтобы он по возможности дальше прошел по пути саморазвития, самопознания, - делился Авилов своими размышлениями. - На мой взгляд, назначение театра - в совершенствовании человеческой души".

Родился Виктор Авилов 8 августа 1953 года в Москве, в рабочей семье, далекой от театра. В детстве, как и многие мальчишки, мечтал стать летчиком. После армии пошел работать водителем: водил "МАЗы", на которых возил песок на стройки... А параллельно - ходил в театр, у организации которого стояли братья Беляковичи - младший Сергей, который затем станет актером, и старший Валерий, который возглавит Театр на Юго- Западе, именно в этот известный театр перерастет их "увлечение молодости"... "Как-то потянуло заниматься искусством. В итоге - затянуло...." - признался Авилов.

Да, затянуло, и еще как: среди фильмов и сериалов, в которых снялся Авилов, - "Смиренное кладбище" Александра Итыгилова, "Гражданское пари" Андрейса Аболса, "Антифауст" Георга Фризена, "Синоптик" Елены Пашинцевой, "Мушкетеры, 20 лет спустя" Георгия Юнгвальд-Хилькевича, "Петербургские тайны" Леонида Пчелкина... А спектакль "Гамлет" с его участием, который принял участие в 1987 году в Эдинбургском фестивале, был назван британской прессой лучшей зарубежной постановкой в послевоенные годы, а с исполнителя главной роли Авилова была снята гипсовая маска...

Он инстинктивно, каким-то шестым чувством открывал для себя профессиональные секреты, которые обычно "открывают" в театральных вузах. То есть от практики шел к теории. "Я уже играл серьезные роли, - рассказывал Авилов, - когда вдруг решил прочитать книжку Станиславского "Работа актера над собой", прочел о сверхзадаче, о сквозном действии... И просто узнал, как называется то, что я делаю в течение десяти лет".

Профессия требовала не только больших психологических затрат, но и физических. Когда снималась знаменитая картина "Узник замка Иф", сцену побега графа из заточения решено было снимать в самом настоящем французском замке. А денег для того, чтобы взять в поездку каскадеров, не было. И пришлось Авилову в одежде прыгать самолично в морскую воду, правда, не из крепости, а из катера, но если учесть, что на дворе стоял ноябрь и температура воды была около десяти градусов, то можно себе представить, что "приключение" это оказалось не из приятных. Притом сцену эту, как водится, снимали в несколько дублей...

Хотя работа занимала огромное количество времени в жизни актера, он все-таки, при своем таланте и неординарной внешности, оставался обычным человеком: влюблялся, женился, разводился (женат он был три раза, оставил двух дочерей), очень любил рыбалку и с гордостью рассказывал, какую он однажды поймал огромную-преогромную щуку.

"Важно не только "проживать" свою роль, нужно зрителя заставить "прожить" ее. Действие актера на публику должно быть подобно гипнозу. Актер должен стремиться подчинить психику зрителя своей воле" - с этими словами Виктора Авилова можно соглашаться или не соглашаться. Но то, что зрители, приходя на спектакли, завороженно следили за игрой актера, - этот факт остается неопровержимым. И, как говорилось вначале, любая роль Авилова, пусть даже небольшая, в кино и на телевидении сразу же приковывает к себе внимание.

Образ жизни Кино и ТВ