12.08.2005 01:00
Происшествия

Батискаф в сетях секретов

Чрезвычайная камчатская ситуация выявила героев и антигероев
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3845)
Читать на сайте RG.RU

Когда воздух дороже платины


78 с половиной часов провели семеро человек внутри железной посудины.

Их основной проблемой был воздух, точнее, его нехватка. Концентрация СО2 уже через сутки после аварии должна была быть такой, что командование флота, объявило: кислорода на батискафе осталось на сутки. Но прошло два дня, и с телеэкрана многозвездный адмирал произнес те же слова. На четвертые сутки, когда английский аппарат "Скорпион" освободил батискаф из морского плена, все увидели, как уставшие, но здоровые люди собственноручно отдраили люк и поднялись на борт спасательного судна "Алагез".

Что же произошло и в чем был секрет? Возможно это вскоре спишут на мистику, ведь, по сведениям нашего специального корреспондента, на борту "Приза" оказались две лишние батареи регенерации. Казалось бы, что в том чудесного, но это только для непосвященных.

Источник среди военных подводников утверждает, что пленники стихии, порывшись по сусекам батискафа, благо времени было предостаточно, выудили откуда-то, без преувеличения сказать, два ящика "жизни".

Дело в том, что обычно ящиков с сухими патронами, способными к регенерации кислорода, либо к абсорбированию углекислоты наоборот, как правило всегда не хватает. Наши источники говорят, что такие батареи просто разукомплектовывают из-за дорогостоящих металлов, которые содержатся внутри. В некоторых ящиках содержится платина, а другие вполне пригодны, как ни странно, под фильтры самогонного аппарата. Эта проблема не нова и, к сожалению, типична для российских флотов. Так что практически чудом можно было бы считать полный комплект этих вещей на борту судна, а уж их переизбыток вообще из области фантастики.

Таможня дала "добро" на жизнь

В субботу вечером к исходу третьего дня на аэродроме в Елизово приземлились по очереди четыре тяжелых транспортных самолета ВВС США и один самолет королевских ВВС Великобритании. Один только американский С-5 привез более 150 тонн груза. Но пока никто не задался вопросом: а как его оформили? Казалось бы, ну что за проблема, аврал в стране, но закон-то никто не отменял. Поэтому человеком, от которого зависела жизнь членов батискафа, в какой-то момент оказался человек в таможенной форме. А оформить пять самолетов - это не сумку досмотреть, тем более когда счет идет на минуты.

Даже если оформлять груз согласно статье 67 Таможенного кодекса РФ, то порядок упрощенного таможенного оформления не освобождает декларанта от уплаты таможенных сборов и оформления грузовой транспортной декларации. Но даже эти упрощенные правила оказались для военных "высшей математикой". Они напрочь отказались выступить в качестве декларанта, даже не поняв смысл этого понятия. Они просто прислали письмо от 6 августа за подписью командующего войсками и силами на северо-востоке В. Гаврикова, в котором попросту было сказано, мол в связи с форс-мажорными обстоятельствами планируется прибытие нескольких групп иностранных спасателей. Количество иностранных граждан, перечень ввозимого оборудования на территорию РФ не известны.

Часто занижают мощности силовой установки своих кораблей, что ведет к недобору сборов в наш бюджет, а в случае преследования уходят с удвоенной скоростью. Иногда занижают фактический улов. Могут расставить сети, а пока отвозят улов, их сети проверяют еще несколько судов, тоже японских, но не согласованных с нашим пароходством. Точно такими же уловками пользуются и российские браконьеры.

Иногда рыбаки проявляют чудеса изобретательности. Как известно, все рыболовы обязаны включать некие маяки единой системы мониторинга. Посмотрев на компьютерную карту, пограничники и другие заинтересованные ведомства могут определить, где каждое конкретное судно в данный момент времени находится. Так вот, иногда суда заявляют одно местоположение, например, в японском порту, а после проверки выключают радиомаяк и на короткое время ныряют в море. И даже пару часов ловли такого деликатеса, как камчатский краб, приносят существенную прибыль. А некоторые корабли вообще ставят себе хакерские компьютерные программы. С помощью таких программ пограничники видят на мониторе, что судно стоит в порту, а оно на самом деле ловит рыбу.

Наши пограничники уловки рыбаков знают. Как рассказал Кошелев, с 20 по 26 июля в район интенсивного лова отправилось пограничное судно "Пагелла". Результатом проверки было то, что японцы стали указывать фактический вылов, быстро выбрали положенные квоты и уплыли домой. Но одно судно-нарушителя пограничники все же наказали. Как сказано в документах, оштрафована рыболовецкая шхуна "Сан Мару 62" и на владельца шхуны Накано Канухиро наложен штраф в...5 тысяч рублей.

Вот и ответ на весь браконьерский вопрос. Если представить сколько сил, солярки и времени тратят пограничники и сравнить с мизерными штрафами, то можно понять, что при существующем порядке рыбаки ничего не боятся.

Как уверены в дальневосточных спецслужбах, можно гоняться за браконьерами хоть круглые сутки, но чтобы обуздать этот вид преступности, надо коренным образом менять ответственность за нарушения рыболовства. И спрашивать не только с капитанов судов, но и с владельцев траулеров и сейнеров.

Вся эта воровская вакханалия каждый день разыгрывается в российских территориальных водах, где, учитывая стратегическое значение Дальнего Востока, под водой и на воде спрятано немало военных секретов. А там, где царит неуправляемый хаос, чп неизбежны. Включая те, которые несут смертельную опасность.

По большому счету это филькина грамота и решения такого рода по закону принимаются либо на уровне первых лиц Федеральной таможенной службы, либо на уровне правительства РФ.

Но английские спасатели не почувствовали ни на секунду даже намека на задержку или какие-либо проблемы при пересечении российской границы. Уже через несколько часов их "Скорпион" перекусывал стальные троссы на двухсотметровой глубине. И все благодаря тому, что кто-то на камчатской таможне не побоялся взять на себя ответственность за нарушения, которые могли стоить места и погон. Кто-то в момент общей беды сделал для себя выбор. Без сомнения сказать - мужественный. Это тот, кто на письме Гаврикова написал от руки: "Произвести таможенное оформление по товаросопроводительным документам и спецификациям. Выпуск разрешаю".

Не знаю, как кому, но когда я читал эти две скупые строки, то понял, что экипажу батискафа, командованию флота, руководству Федеральной таможенной службы надо пойти на камчатскую таможню и найти того парня, который взял всю ответственность на себя.

Это кажется нереальным, но это так. Важнейшее государственное решение в условиях чрезвычайной ситуации взял на себя простой таможенник. Стоит ли говорить, что начальник камчатской таможни некто С. Козлов в то время - ну догадайтесь с трех раз - ушел то ли на больничный, то ли в отпуск, и с него до окончания всей истории не вышел.

Судить его никто за это не будет - заболел человек, с кем не бывает. Можно, конечно, догадываться, что было истинной причиной неожиданной болезни, но, как говорится, догадки догадками, а у человека наверняка и больничный найдется или отпускной. Но редакция располагает интересными документами, из которых следует, что начальник таможни выходил и с больничного, и даже с отпуска, когда дело касалось не столь щепетильных вещей, как оформление непонятного иностранного груза, а вещей более привлекательных что ли.

2 августа всего за несколько дней до аварии батискафа в камчатскую таможню обратился один частный предприниматель, который просил предоставить ему возможность разместить 132 ввезенных из-за границы нерастаможенных автомобиля на свою личную стоянку под тем предлогом, что на таможенном складе временного хранения якобы недостаток свободных площадей. Думаю, даже не надо пояснять, насколько щекотлива данная просьба, но начальник камчатской таможни наложил резолюцию "разрешаю" в тот же самый день.

Но это все цветочки по сравнению с тем, что произошло 23 июня этого года. Просьба о нерастаможенных автомобилях кажется копеечной по сравнению с просьбой рыболовецкой фирмы "Камчатка-Восток", которая проинформировала камчатскую таможню о работе шести крупных иностранных рыболовецких кораблей. Каждый такой корабль должен вносить в бюджет платежи на многие тысячи долларов. Но резолюция начальника таможни на полях поражает: "Не возражаю, без внесения обеспечения платежей". Справедливости ради надо заметить, что начальник имеет такое право согласно статье 31 Таможенного кодекса РФ, но делается это в том случае, если фирма-заявитель находится на хорошем счету и является полностью прозрачной. На означенную же фирму таможенники по нескольку раз в месяц пишут протоколы.

И уж совсем интересное решение начальник таможни принял 22 июня этого года. Некое ООО "Лиар" попросило разрешить ему погрузку черного металлолома в рыбном порту Авача в количестве 3 тысяч 700 тонн. Козлов наложил все ту же добрую резолюцию "не возражаю" еще до того, как заявление поступило в камчатскую таможню и было зарегистрировано в канцелярии, о чем свидетельствуют даты на полях.

Браконьеры уже ловят батискафы

Во время спасательных работ в бухте Березовой стало известно, что причиной аварии российской субмарины стали браконьерские сети. Как заявил на днях полпред президента РФ на Дальнем Востоке Константин Пуликовский, браконьерство в регионе достигло таких маштабов, что становится угрозой национальной безопасности России. По словам полпреда, ущерб экономике России от браконьерского расхищения биоресурсов оценивается "не менее чем 2,5 миллиарда долларов ежегодно". Полпред также отметил, что ежесуточно в исключительной экономической зоне, территориальном море и внутренних морских водах России ведут промысел около 800 промысловых судов, каждое пятое из которых нарушает закон. Что стоит за сухими цифрами, озвученными полпредом, нашему корреспонденту рассказал начальник пресс-службы регионального управления ФСБ по Камчатской области Сергей Кошелев. "Браконьером может стать практически любое судно. Выловив положенные квоты капитаны рыболовецких судов могут пойти сдать товар в Японию или Корею и снова ловить. Игра стоит свеч, потому что приносит сверхприбыли. Кроме того, рыбаки стараются занизить фактический улов, либо ловить в зонах, закрытых для рыболовства. Причем это касается не только российских, но и иностранных моряков", - сказал подполковник Кошелев.

И все же проблема браконьерства, несмотря на кажущуюся сложность, довольно проста. В настоящее время подписано международное соглашение, по так называемому дрифтерному, то есть сетевому лову. Японцы имеют право ловить лосось в наших прибрежных водах, а мы их сельдь иваси в районе Акинавы. Правда, свою сельдь японцы давно выловили, но дело не в этом. Решение, наверняка, было политическим. Раз не сами острова им, так пусть хоть рыбу у наших островов ловят.

Но благо бы они ловили честно. По словам Кошелева, японцы пускаются на всевозможные хитрости.

Аварии и катастрофы Камчатский край Дальний Восток