12.08.2005 01:00
Культура

Жители Урала и Сибири матерятся чаще, чем на юге России

Три последних года жизни страны в социологическом зеркале
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3846)
Читать на сайте RG.RU

Глава ФОМа Александр Ослон сравнил сборник с альбомом избранных фотографий, сделанных в интересном путешествии, в которых потом - "уже дома, в спокойной обстановке" - можно разглядеть что-то, чего ты не понял в момент съемки. Сегодня мы публикуем продолжение самых интересных выдержек из этих наблюдений, социологам по-прежнему есть чем нас удивить.

Как мы определяем своих и чужих

63 процента россиян выступают за ограничение въезда представителей некоторых национальностей в их область, район, город. Весь строй дискуссий на эту тему отличается несогласием дискутирующих с "интернационалистской" позицией российских СМИ.

Недоброжелательность к приезжим признается, но считается оправданной и заслуженной. Националистические настроения настолько явные и яркие, что если кто-то и вставлял слово в защиту приезжих, получал резкий отпор. Все предписывали приезжим либо подчиненное положение, либо ассимиляцию. Самыми "чужими" оказывались "южные" национальности (о мигрантах с Украины или Молдовы никто не упоминал).

При этом большинство уверено, что идейный национализм у нас отсутствует, а убийства людей других национальностей - разгул хулиганства. При этом в обществе преобладает мнение о необходимости запретить движение скинхедов. Отношение к проблеме можно описать известным выражением "не люблю негров и расистов", подчеркивает социолог Елена Вовк.

Что мы празднуем

У россиян появился новый популярный праздник - Пасха. По значимости она занимает третье место после Нового года и собственного дня рождения, 65 процентов назвали ее "особым праздником, важным, значимым", а отмечали 81 процент опрошенных. Интересно, что жители больших городов чаще, чем сельчане, называют себя православными верующими и говорят о важности Пасхи.

Любимейшим и очень значимым праздником остается 9 Мая. Хотя знание о войне усложняется, значение Дня Победы не уменьшается.

Как мы любим

Настоящая любовь в представлении россиян - это любовь в браке или приводящая к браку. Женщины чаще мужчин страдают от недостатка внимания и доброго отношения со стороны близкого человека, а мужчины из-за измены и разочарования.

Несмотря на мифы о большой распущенности молодежи, среди молодых оказалось меньше "многолюбов", чем среди людей разных возрастов, впрочем, может, не успели набрать достаточное количество влюбленностей.

При декларируемом равенстве возможностей мужчин и женщин и отсутствии "гендерных барьеров" 58 процентов россиян уверены, что у нас принята практика "двойного стандарта": у мужчин возможностей продвижения больше, чем у женщин.

При этом мужчины чаще придерживаются патриархатной модели распределения ролей в обществе и на производстве, а женщины выступают за равенство.

55 процентов опрошенных думают, что в семье необходим лидер, глава, но только 33 считают, что главой обязательно должен быть мужчина. 72 процента уверены, что в ведении домашнего хозяйства в равной мере должны участвовать оба супруга.

Как мы воспитываем детей

В семьях почти половины россиян родители стремились к установлению равноправных отношений с детьми. 54 процента опрошенных хотели бы воспитать в своих детях трудолюбие, 43 - честность и порядочность, 47 - аккуратность и опрятность, 39 - воспитанность, вежливость и хорошие манеры, 30 - дисциплинированность, 24 - послушание, 34 - бережливость в отношении вещей и денег. Но молодые россияне (18-24 года) предпочитают воспитывать в своих детях более модернистские ценности - волю, характер, твердость, активность, целеустремленность, самостоятельность, независимость, стремление к успеху.

В современном российском обществе ярко выражена ностальгия по советской системе патриотического воспитания с самоотверженно-героической установкой. Идея патриотического воспитания молодежи сегодня крайне востребована в обществе - 89 процентов россиян считают, что ей надо уделять больше внимания.

Как мы ругаемся

70 процентов россиян признали, что большинство их знакомых употребляют ненормативную лексику. При этом 64 процента считают, что употреблять мат в речи недопустимо. Хотя для многих мат стал привычкой - "Живу я один, матерюсь с животными. Матерюсь с кошкой, с собакой. И с соседями, конечно, матерюсь, как положено", но он остается социально неодобряемым явлением, и многие не ругаются в присутствии женщин, детей или малознакомых людей. Наиболее редко выражаются нецензурно люди с образованием ниже среднего и с высшим, и тех и других сдерживает социальное неодобрение. Вопреки распространенному мнению сельские жители матерятся не чаще, чем городские. Реже всего пользуются ненормативной лексикой жители юга России, чаще всего - Урала и Сибири. Самые значимые функции мата - громоотвод для отрицательных эмоций и неотъемлемое средство неформальной коммуникации. Но мат у нас - это все-таки язык частной жизни, неуместный в публичном пространстве.

Как мы читаем гороскопы

Россияне в той или иной степени проявляют интерес к астрологическим прогнозам: 13 процентов "следят" за ними, 44 лишь иногда обращают внимание, 40 никогда не обращают. Интересно, что москвичи значительно реже остальных россиян интересуются предсказаниями астрологов, а жители других мегаполисов, наоборот, чаще.

Расхожее представление, что астрология популярна среди социально слабых, незащищенных слоев как своеобразная "религия аутсайдеров", "опиум для народа", не находит подтверждения, подчеркивает социолог Григорий Кертман. В коммунистическом электорате лидируют Водолеи, Весы и Скорпионы. Среди голосовавших за правые партии Овны, Тельцы и Девы. Зато Козероги широко представлены в обеих электоральных группах.

Как мы строим свое будущее

44 процента россиян живут сегодняшним днем и не строят никаких планов на будущее. Недолговременные планы строят 35 процентов опрошенных. На ближайшее и отдаленное будущее - 17 процентов. Только на отдаленное - 2. Ответы на вопрос, каких существенных изменений в жизни вам хотелось бы, часто выглядят как пожелания властям: политика правительства должна быть ориентирована на улучшение материального положения людей (38 процентов). 25 процентов хотят хорошей работы, качественного медицинского обслуживания, бесплатного образования для детей и возможности улучшить жилищные условия. 6 - стабильности в обществе. Лишь 12 процентов хотят решить личные проблемы - сохранить и укрепить здоровье, создать семью, дать детям образование, обрести душевное равновесие, хорошо отдохнуть.

Главное различие - взгляд на свою жизнь как на проект, который можно осуществить, или как на водоворот случайных событий, предначертанных судьбой. Проектируют свое будущее чаще молодые, образованные люди, материально обеспеченные жители больших городов.

Литература Социология Образ жизни