16.08.2005 03:30
Экономика

За 5 лет сборы кинотеатров выросли в 12 раз

За 5 лет доля российских фильмов в сборах кинопроката увеличилась в 4 раза
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (519)
Читать на сайте RG.RU

Кассовые сборы в кинотеатрах растут стабильно, хотя темпы роста несколько снижаются, и, как считают аналитики из PricewaterhouseCoopers, феномен 2002 года, когда рынок удвоился, уже не повторится. И все-таки прокатчикам пока грех жаловаться: число современных кинозалов только за 2004 год увеличилось на 19 процентов. Этому во многом способствовало привлечение кредита в 27,5 миллиона долларов от ЕБРР. Еще одна важная тенденция - более активное развитие кинопроката в регионах.

По мнению западных аналитиков, Россия - непаханое поле для кинобизнеса - в Америке, например, работают 33 тысячи современных кинотеатров, а у нас их число спокойно можно увеличивать в три-четыре раза и при этом недостатка в зрителях не будет. Причем строить кинотеатры выгоднее в регионах - в 2004 году 70 процентов всех сборов за кинопрокат приходилось на регионы. До 2006 года будут построены крупные кинотеатры емкостью от 8 до 12 залов в Перми, Уфе, Красноярске, Санкт-Петербурге и других городах. Это будут в основном многозальные кинотеатры, по мнению прокатчиков, только многозальные кинотеатры позволят привлечь разного зрителя - и массового, предпочитающего коммерческое кино, и более избирательного, предпочитающего авторское кино.

Кто сейчас ходит в кино, ведь билеты сегодня стоят дорого, порой даже дороже, чем билеты в театр? Результаты исследования аудитории московских кинотеатров дает представление о зрительской аудитории. Оказалось, что деление "центральные кинотеатры - молодежные, окраинные - для людей старше и с семьями" - устарело. Выяснилось, что аудитория зависит не только от места, где расположен кинотеатр, но и от типа кинотеатра. Например, в кинотеатрах, представляющих сегмент престижных, респектабельных кинотеатров в центре города, аудитория самая "взрослая", там минимум 18-25-летних, а большая часть аудитории старше - от 36 до 40 лет. Уровень доходов зрителей колеблется от 400 долларов до одной тысячи. В кинотеатрах, расположенных в районах новостроек, наоборот, основная аудитория - от 18 до 25 лет. В переоборудованных старых кинотеатрах аудитория самая возрастная. Ранее считалось, что картина существенно проще: чем кинотеатр ближе к центру, тем там больше молодежи.

Главная угроза бурному росту кинопроката исходит от производителей DVD. К примеру, в США, Франции, Германии и Италии оборот на рынке DVD уже обогнал по своим объемам кинопрокат. Эксперты рынка считают, что и в России подобный перелом не за горами. Эта тенденция наиболее ярко выражена в Москве, где достаточно кинотеатров (столица аккумулировала четверть современных киноэкранов страны). За три квартала 2004 года в столице продано, по оценкам экспертов, порядка 25-30 миллионов DVD-дисков, что сопоставимо с годовой посещаемостью кинотеатров, которая, как ожидается, составит 25-30 миллионов человек.

Рост рынка домашнего видео во многом сдерживается из-за высокой доли пиратской продукции. И хотя в сегменте home video Россия продолжает оставаться лидером в Центральной и Восточной Европе, некоторые развитые западно-европейские страны обгоняют нас по стоимости рынка в несколько раз.

Еще одна проблема российского проката - засилье американского кино, часто довольно низкого качества. С этим пока справиться невозможно, прокатчики подсчитали, что без голливудской продукции им пока не выжить. Однако в последнее время российские фильмы все чаще оказываются достаточно конкурентоспособными на нашем рынке. И все же господдержка отечественной кинопродукции была бы далеко не лишней.

В этой связи мог бы пригодиться опыт европейцев, которые также страдают от засилья заокеанской продукции.

В 1990 году Европейский союз создал программу "Медиа", призванную оказывать поддержку европейской киноиндустрии, не выдерживавшей конкуренции с американскими кассовыми фильмами. В 2001 году программа была продлена на пять лет, получив название "Медиа плюс". Ее бюджет на этот период составил 400 миллионов евро. Поначалу поддержкой пользовались исключительно кинопроизводители, но с 1995 года программа было распространена и на кинопрокат в Европе. Благодаря этому возникло объединение Europa Cinemas, куда вошли кинотеатры, владельцы которых пытаются разбудить интерес публики к европейскому киноискусству. Таких кинотеатров сейчас более 500 в 260 городах Европы. Число участников объединения растет из года в год. Благодаря субсидиям Евросоюза кинотеатры скорее решаются включать в свою программу некоммерческие европейские фильмы.

Бизнес