РГ | Владимир Алексеевич, какова, по-вашему, роль гидроэнергетики в развитии российской экономики?
Владимир Пехтин | Гидроэнергетический потенциал России высок и далеко не полностью освоен. Между тем производство дешевой электроэнергии на действующих ГЭС создает возможность для экономии порядка 60 миллионов тонн условного топлива в год.
Гидроэлектростанции - это основное звено генерирующих мощностей в составе Единой энергетической системы России, обеспечивающее устойчивую ее работу в связи с высокой мобильностью гидроагрегатов и размещением на ГЭС основной части резервных мощностей энергосистемы. К преимуществам ГЭС следует также отнести их высокую эффективность, основанную на использовании возобновляемой гидроэнергии, и их особую роль на оптовом рынке энергии.
РГ | Что может сделать государство для развития отрасли?
Пехтин | Являясь главным собственником федеральной гидрогенерирующей компании, государство должно участвовать в развитии наиболее эффективного сектора электроэнергетики, выступая, с одной стороны, в качестве законодателя, стабилизирующего правовое и экономическое положение подотрасли, а с другой - как гарант инвестиционных вложений.
Гидроэнергетика для своего развития нуждается в стимулирующей налоговой и тарифной политике, а также в правовой поддержке, в том числе при регулировании водных и земельных отношений.
В своем ежегодном Послании президент России Владимир Путин указал на необходимость четкого определения тех сфер экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного капитала.
РГ | Тогда что вы скажете об экологическом аспекте, который представляется наиболее актуальным для гидроэнергетиков?
Пехтин | Гидроэлектростанции имеют важную особенность: вырабатываемая ими электроэнергия является экологически чистой из-за отсутствия вредных выбросов в атмосферу. А с экологией они связаны в связи с подготовкой зон затопления, строительством и эксплуатацией водохранилищ и берегозащитных сооружений. В этой области сейчас ведется большая работа по снижению неблагоприятных эффектов от строительства и эксплуатации ГЭС.
РГ | Какие еще, на ваш взгляд, необходимо внести поправки в действующее законодательство, затрагивающие энергетическую отрасль?
Пехтин | Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрено оказание услуг по обеспечению системной надежности (размещение резервов мощности для поддержания частоты в системе). Гидроэлектростанции являются в большинстве своем теми субъектами электроэнергетики, которые оказывают такие услуги. Причем ГЭС - это не только резервы быстродействующей мощности, но и быстродействующая электрическая разгрузка с быстрым переводом из генераторного режима в компенсаторный и обратно, а также при наличии крупных водохранилищ - стратегический резерв энергоресурсов. Чтобы использовать эти возможности, необходимы поправки в законодательство, которые обеспечили бы оперативное регулирование режимов водопользования в интересах безопасности энергосистем и порядок установления цен на названные услуги.
Сложившаяся практика привлечения инвестиций не обеспечивает требуемый объем средств на переоснащение основных фондов в отрасли. Необходимы новые решения проблемы, подкрепленные законодательно.
РГ | Не могли бы вы рассказать подробнее, что такое "механизм гарантирования инвестиций", как он влияет на концепцию развития гидроэнергетики?
Пехтин | Основным источником инвестиций в отрасли в 2005-2006 годах остается абонентная плата РАО "ЕЭС России". После реформирования Общества должен быть задействован иной, специальный механизм аккумулирования инвестиционных средств, позволяющий сконцентрировать в необходимом объеме капитальные вложения в строительство новых энергетических объектов для покрытия дефицита электрической мощности, ожидаемого в 2008-2009 годах.
Одним из возможных вариантов как раз и является "механизм гарантирования инвестиций", в соответствии с которым потенциальные инвесторы возвращают вложенные в строительство объектов генерации средства с требуемой нормой прибыли путем их включения в тариф системного оператора, оказывающего услуги по системной надежности.
В этом ряду стоят также механизмы "Киотского протокола", которые могут быть использованы для привлечения инвестиций в проекты, уменьшающие негативное воздействие на окружающую среду. К таким проектам следует отнести строительство гидроэлектростанций.
Существенно значимы при гидроэнергетическом строительстве социальные и демографические аспекты, которые имеют как позитивные, так и отрицательные последствия. Среди последних следует выделить переселение людей из зон отчуждения и затопления, неустойчивое развитие "новых" поселений.
Важным для решения этой проблемы является применение существенных льгот для населения, проживающего в районе строительства, причем не только индивидуальных (снижение тарифов на электроэнергию, выплата компенсаций и прочее), но и общественно значимых, как развитие жилищно-коммунальной сферы, перевод на электроотопление, строительство школ, больниц и других.
Сейчас, как никогда, необходима обоснованная концепция развития гидроэнергетики на многолетнюю перспективу!