И вот в конце ноября минувшего года первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, выступая на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам, сообщил сенсационную новость: на Неглинной, возможно, будут давать банкам деньги под залог кредитных портфелей. Дотоле таких случаев было только два, и оба раза в качестве заемщика выступал госбанк. Неудивительно, что возможное появление аналогичных кредитов частным банкам на рынке восприняли как революцию. "Это стало бы самым серьезным шагом для пополнения ликвидности банковской системы и радикального повышения ее устойчивости", - оценило планы ЦБ большинство представителей коммерческих банков.
По словам Улюкаева, уже в то время ни законодательная, ни нормативная база банка не препятствовали проведению таких операций, но технически механизм не был отработан.
"Впрочем, это дело времени, - успокоил коллег председатель правления АРБ Гарегин Тосунян.
В целом значение новации было оценено очень высоко: "Такая система дает предпосылки, чтобы ставка рефинансирования стала эффективным инструментом денежно-кредитной политики: меняя ставку, ЦБ может определять предложение денежных средств, влияя на ликвидность банковского сектора",- подчеркнул банковский эксперт Михаил Матовников.
В марте Центробанк объявил, что включает в ломбардный список корпоративные облигации с высшим рейтингом ведущих мировых рейтинговых агентств, таких, как Standart&Poor s, Fitch и Moody s и скоро начнет принимать в качестве залога по кредитам облигации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и Московского ипотечного агентства, а также облигации некоторых субъектов Федерации.
Однако эксперты тут же заметили, что под критерии ЦБ попадает пока очень небольшое количество корпоративных облигаций. "Эмитентов, имеющих рейтинг хотя бы у одного мирового агентства, всего десятка четыре, а тех, кто получил рейтинг у двух-трех рейтинговых агентств, вообще единицы".
Что касается облигаций государственных ипотечных агентств, то включение их в ломбардный список было признано закономерным, поскольку, по словам банкиров, это облигации если не первого, то второго эшелона, которые выпущены под гарантии государства. "АИЖК сначала скупает у банков кредитные портфели и затем возвращает им деньги, собранные на рынке за счет выпуска облигаций. Можно предположить, что включение их в ломбардный список будет способствовать рефинансированию ипотечных кредитов в России и развитию ипотеки".
Напомним, что включение тех или иных бумаг в ломбардный список подразумевает, что банки могут не просто держать данные бумаги на балансе для получения дохода, но и использовать их в качестве залога для получения кредитов в Центральном банке. Если раньше эти бумаги лежали у банка на балансе и при реструктуризации портфеля банк эти бумаги продавал, то сейчас он может их не продавать, а привлекать под них краткосрочные кредиты.
А еще через несколько дней ЦБ заявил, что подготовит новый проект документов, который упрощает процедуру получения банками кредитов под залог векселей, кредитных требований и поручительств.
Поясняя суть решения, директор сводного экономического департамента ЦБ РФ Надежда Иванова отметила, что нынешний механизм получения кредита не очень популярен у кредитных организаций, так как трудоемок в оформлении и требует поручительства от финансово стабильной организации. "Мы пошли на то, что предоставим банкам возможность выбирать, под что они хотят получить кредит, а также откажемся от получения ежемесячной финансовой отчетности от предприятия, под залог требований которого предоставляется кредит", - сказала Иванова. Добавив также, что если кредитная организация в качестве залога будет предоставлять кредитные требования надежных заемщиков, то можно будет не проводить проверок качества залоговых требований.
И все же масштабы рефинансирования оставались относительно скромными. Не случайно уже в мае банкиры предложили ЦБ новую схему: рефинансироваться в Банке России под залог векселей Агентства по страхованию вкладов. Агентство хорошо осведомлено о финансовом состоянии банков, а поскольку АСВ является госкорпорацией, то ее обязательства не должны вызывать сомнения у ЦБ.
Первый зампред Центробанка Андрей Козлов идею поддержал, что дало кое-кому повод тут же обвинить Центробанк в желании уйти от рисков, связанных с прямым, непосредственным рефинансированием, и переложить их на кого угодно.
Впрочем, сами банкиры остаются реалистами. Все возможности рефинансирования хороши, но вряд ли целесообразно перекладывать подобные операции с ЦБ на АСВ - вот одно из самых распространенных мнений. При этом многие КБ высказываются за более активное участие государства в этом процессе. Например, путем создания отраслевых специализированных агентств по аналогии с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Главное, чтобы был доступ к ресурсам, а через кого - не принципиально, подчеркивают они.
С использованием материалов печатных и электронных СМИ.