17.08.2005 05:00
Экономика

Степашин раскритиковал проект бюджета-2006

И напомнил о послании президента
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3849)
Читать на сайте RG.RU

Записка контрольного ведомства, как сообщают информагентства, была передана президенту Владимиру Путину в минувшую пятницу во время его встречи с председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным. Судя по скупым сообщениям прессы, в документе, помимо позитивной оценки общей направленности проекта бюджета, содержится достаточно серьезная критика этого документа. Главным образом, речь идет о том, что ряд аспектов представленного в правительство проекта бюджета не отвечает целям и задачам, которые были поставлены президентом страны в Послании Федеральному Собранию РФ.

За более подробными разъяснениями корреспондент "РГ" обратилась в департамент внешних связей Счетной палаты. Выяснилось, что аналитическая записка Степашина является "выжимкой" завершаемого в скором времени заключения по проекту бюджета-2006. Подобные документы контрольное ведомство готовит ежегодно в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и направляет их в палаты Федерального Собрания для учета при рассмотрении законодателями проекта федерального бюджета на очередной год. По словам представителя департамента, переданная Владимиру Путину записка построена по схеме - "в проекте бюджета есть позитивные моменты, но вместе с тем и серьезные упущения". Увы, первый пункт оказался значительно меньше второго.

Начнем с позитива. В своей записке Степашин констатирует, что при формировании проекта бюджета правительством впервые реализуется модель среднесрочного бюджетного планирования, позволяющая ставить перспективные цели и предусматривать соответствующие финансовые ресурсы для их реализации. Соответственно, проект отличается усилением социальной направленности, нацеленностью на проведение активной политики роста доходов населения и на снижение долговой нагрузки на экономику.

На этом, собственно, позитив заканчивается, и начинается "разбор полетов". Степашина крайне удивило, что бюджет, по сути, прогнозирует замедление темпов экономического роста с 107,2 процента в 2004 году до 105,8 процента в 2006 году и 106 процентов в 2008 году. Если дело пойдет именно так, то задача президента удвоить ВВП к 2010 году становится невыполнимой. Настораживает и запланированное снижение роста индекса потребительских цен с 7-8,5 процента в 2006 году до 4-5,5 процента в 2008 году. Тогда как президент четко обозначил "высоту", которую следует взять в ближайшие три года - довести инфляцию до 3 процентов годовых. Все это, говорится в записке, свидетельствует о том, что формирование проекта федерального бюджета на 2006 год осуществлялось при отсутствии общей стратегии социально-экономического развития, обозначенной президентом страны.

Однако Степашин не ограничился лишь критикой и предложил конкретные меры, которые помогут "приблизить" бюджет к поставленным целям. Например, по мнению главы Счетной палаты, необходимо усилить влияние государственных инвестиций на ускорение экономического развития. Но здесь явно недостаточно механически повышать уровень инвестиционных расходов бюджета, главное, добиваться эффективности их использования. А как это сделать, если до сих пор так и не завершен анализ результатов выполнения действующих федеральных целевых программ? Значит, и на следующий год они вряд ли будут скорректированы, и даже самые неэффективные из них продолжат получать бюджетные средства. В записке указывается на "важную новацию" в проекте бюджета - выделение в его составе инвестиционного фонда в объеме 69,7 млрд. рублей. Однако механизм его использования не утвержден, не внесены также необходимые изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Бюджетный кодекс - основополагающий документ для бюджетного процесса - упоминается и в связи со Стабилизационным фондом. Планируется увеличить его объем до 2132,2 млрд. рублей на конец 2006 года (42,4 процента доходов федерального бюджета) и 2960,2 млрд. рублей на конец 2008 года (51,2 процента доходов федерального бюджета). Однако до настоящего времени управление средствами фонда не осуществляется так, как того требует Бюджетный кодекс, в связи с чем сохраняется высокий риск их инфляционного обесценивания. Как известно, ранее Сергей Степашин оценивал потери фонда в течение прошлого года в размере 23 млрд. рублей или 4 процентов от его общей суммы.

По сведениям департамента внешних связей СП, президент не оставил записку Степашина без внимания. И наложил на нее достаточно жесткую резолюцию, что, по всей видимости, не останется без внимания при обсуждении проекта бюджета в правительстве.

Федеральный бюджет Счетная палата