17.08.2005 01:00
Культура

В Воронежской области закрываются кинотеатры

Во многих районах Воронежской области закрываются кинотеатры
Текст:  Евгения Андреева (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (3849)
Читать на сайте RG.RU

Вопрос, есть ли будущее у кино, даже задавать неловко. Конечно, есть. Посмотреть новый интересный фильм в комфортных условиях – сродни празднику души. Не случайно «Турецкий гамбит» побил в Воронеже рекорд «Титаника» по числу зрителей и кассовым сборам. Но он шел в фешенебельных кинотеатрах, просмотр в которых гарантирует удовольствие от качества звука при хорошей картинке.

– Интересное кино соберет полный зал и в районном центре, – говорит руководитель областного кинофонда Елена Вычерова. – Но так бывает не всегда. За зрителя надо побороться, заинтересовать его.

Показ фильмов для мелких и малодоходных киноточек районов интереса у прокатчиков не вызывает

Елена Анатольевна приводит пример: в Калачеевском районе почти 62 тысячи жителей, а сбор от показа кино составил в прошлом году всего 19 тысяч рублей. В Кантемировском районе населения почти в полтора раза меньше, а собрали в одиннадцать раз больше. С точки зрения проката, понятие «хороший фильм» не существует, и это подтверждает практика. В прошлом году в Богучаре, Кантемировке и других райцентрах шел мало кому известный фильм «Не бей копытом». В Воронеже он демонстрировался всего неделю в одном кинотеатре и рейтинга не имел. А в райцентрах прошел с оглушительным успехом и принес немалый кассовый сбор. Оказывается, специалисты киносети перед демонстрацией развернули в районах активную рекламную кампанию. Даже индивидуальные приглашения рассылали. Люди охотно откликались. Зато нашумевшие фильмы «Александр», «Сокровища нации» – лидеры проката 2004 года – оказались в провале.

Перед юбилеем Победы кинофонд разработал областную программу «Киномарафон». С февраля в каждом районе показывали лучшие ретроспективные фильмы о войне. Зрительные залы не пустовали. Сказалась активная работа с советами ветеранов, школьниками, студентами, общественниками, трудовыми коллективами.

В селах интерес к кино на большом экране не пропадает. Проблемы с демонстрацией фильмов скорее другого, организационного, плана. С 1991 года не обновлялось кинооборудование, давно не ремонтируются клубы и залы для просмотра, не менялась мебель. Многие клубы зимой не отапливаются. Желания что-либо возрождать у сельских администраций нет, как нет и денег на эти цели. В 2005 году прекратили показ кино в Калаче. Не будут демонстрировать фильмы в Новохоперском, Воробьевском районах. Частично остановили демонстрацию лент в селах Бутурлиновского, Россошанского районов. Жители черпают информацию и смотрят фильмы исключительно по телевидению. Для молодых порой нет даже видеопроката. Замершая общественная и культурная жизнь на селе заставляет выпускников школ покидать родительские дома, подаваться в города.

Кино сегодня, как и в советское время, дотационно. На 2005 год из областного бюджета на показ фильмов запланировали выделить 1220000 рублей. Выделили к августу всего 100 тысяч. Кинофонду приходится работать в достаточно жестких рыночных условиях. При существующем порядке правами на распространение фильмов владеют дистрибьютеры кинопроизводителей.

Государственных компаний среди них нет, поэтому кинопрокат для мелких и малодоходных киноточек  в районах интереса для них не представляет. Это не крупные кинотеатры, способные обеспечить огромные кассовые сборы. Фирмы-правообладатели делают строго ограниченное количество копий фильмов и передают их на короткий срок (от двух недель до одного месяца) кинотеатрам за процент от выручки. Естественно, что демонстратору кино выгоднее приобрести фильм «первой свежести», выхода которого на большой экран зрители ждут с нетерпением, благодаря рекламной раскрутке.

Второй вариант проката копии фильма – за фиксированную плату, рассчитанную по результатам усредненного дохода за три-четыре недели проката. Небольшие кинотеатры, кинофонды, как правило, получают именно их – через один-два месяца после старта ленты. На сленге дистрибьютеров и кинопрокатчиков это называется «показать кино на втором или третьем экране». Через один-два года после выпуска копию фильма можно приобрести по сходной цене. Обычно это делается для заполнения репертуара в районных центрах и селах.
Изредка облкинофонду удается брать фильмы для краткосрочного показа (сразу после мировых премьер) в некоторых районах области, где умеют работать со зрителем: в Нововоронеже, Россошанском, Острогожском, Лискинском, Бутурлиновском, Таловском районах, в воронежском кинотеатре «Мир», дворце культуры им. Кирова. Для остальных киноточек фильмы чаще покупаются. Нередко для этого специалистам кинофонда приходится искать спонсоров, способных приобрести ленту для проката. Не за так, а за размещение рекламы в лучшем виде.

Так или иначе, но в 2005 году на территории области демонстрировалось 38 кассовых фильмов – отечественных и иностранных. С августа ряд малых областных кинотеатров идет в ногу с большими, представляя зрителям тот же репертуар. Но делается это, скорее, не благодаря условиям, а в чем-то даже вопреки им.

Можно утверждать: за то, что кино живо в области, благодарить во многом надо специалистов, работающих в фонде и киносети. У большинства стаж по двадцать-тридцать лет, иного дела себе не мыслят. Убеждены, что при создании лучших условий в клубах и мелких кинотеатрах приток зрителей возрастет незамедлительно.

В селах, кроме самых благодарных зрителей – детей и подростков, есть поколение людей среднего возраста, достаточно активных, не желающих весь вечер после работы проводить дома. Они не успели забыть целый ритуал сборов в кинотеатр, как в прежнее время, радостное ожидание от встречи с героями фильма, с друзьями, коллегами. Что ни говорите, а дежурный просмотр фильма в домашних условиях не создаст настроения, не оставит следа на следующий день. Впечатлениями об увиденном надо поделиться. В кинотеатре после фильма это сделать лучше всего.

Кино и ТВ Воронежская область Центральная Россия