17.08.2005 03:00
Общество

Растет число сторонников идеи "Россия - для русских"

Как россияне оценивают межнациональные отношения в стране
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3849)
Читать на сайте RG.RU

Насколько накалены и напряжены межнациональные отношения в России? Как сами россияне оценивают изменение межнациональных отношений в стране? ВЦИОМ представил результаты новых опросов на эту тему.

41 процент россиян считают, что межнациональные отношения за последние годы стали более напряженными (год назад такой точки зрения придерживалось большее число россиян - 49 процентов). Рост терпимости отмечают реже - 17 процентов. Каждый третий россиянин (35 процентов) полагает, что заметных изменений в характере межнациональных отношений не произошло.

"Гражданская" и "национально-этническая" самоидентификация имеет примерно одинаковое число приверженцев: оказавшись за границей, гражданами страны себя назвали бы 44 процента опрошенных; представителями своей национальности - 45 процентов. Интересно, что гражданами СССР сегодня себя ощущают 5 процентов опрошенных. А среди жителей Дальневосточного федерального округа назвали бы себя гражданами России 28 процентов, русскими - 52 процента.

Радикальная точка зрения "Россия должна быть государством русских людей" остается в меньшинстве, хотя доля ее сторонников растет: с 11 процентов в июне 2004 года до 16 процентов в июле 2005 года. Но также растет доля той части общества, которая считает, что Россия - многонациональное государство, у граждан которого не должно быть преимуществ по национальному признаку: с 49 до 53 процентов.

Наибольшие симпатии у россиян вызывают русские (33 процента), белорусы и украинцы (по 12 процентов).

Среди народов и национальностей, вызывающих скорее неприязнь, раздражение, с огромным перевесом лидируют "кавказцы" в целом (23 процента) и конкретно чеченцы (8 процентов).

Претензии опрошенных, испытывающих неприязнь в отношении представителей других национальностей, состоят в том, что те не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России (это отмечают 23 процента опрошенных, среди москвичей и петербуржцев - 33 процента). 22 процента россиян видят в представителях других национальностей конкурентов на рынке труда, 15 - опасаются угрозы террористических актов, 14 - испытывают неприязнь к представителям других народов на физиологическом уровне.

Результаты опросов специально для "РГ" комментирует руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов:

Российская газета | Данные показывают, что с одной стороны ксенофобия в обществе растет, с другой стороны - уменьшается? Как в этом разобраться?

Леонтий Бызов | С 1998 по 2004 год мы наблюдали существенный рост националистических настроений. За последний год данные противоречивые. Но вообще рост националистических настроений в этом году замедлился. Я как исследователь это связываю с укреплением российской государственности. Ксенофобские настроения всегда провоцируются слабостью государства. А сейчас все большее число людей предпочитают называть себя не "русскими", а гражданами России.

РГ | Чем же объяснить дальневосточные данные о предпочтении национальной идентичности, а не гражданской?

Бызов | Там очень тревожная ситуация. Опрос прошлого лета показал, что более 20 процентов населения готовы поддержать сепаратистские настроения о выходе края из состава России, и так высказалась наиболее активная и идеологизированная часть общества. Эти тенденции продолжаются усиливаться, я думаю, потому, что "следов" российской государственности там часто просто не видно, жизнь в регионе пущена на самотек, люди не замечают "влияния Москвы" на ситуацию.

РГ | А отнесение себя 5 процентами опрошенных к гражданам СССР?

Бызов | Это люди старшего поколения, которые до сих пор не приняли новых реалий, но за последние 7 лет эта цифра упала с 30 до 5 процентов и продолжает падать.

РГ | А почему так велики доли опрошенных, затруднившихся ответить на вопрос о своих симпатиях или антипатиях к людям другой национальности?

Бызов | Эти люди продолжают считать себя интернационалистами: для них разделение населения России на нации и этнические группы противоречит общегражданской морали: приятных и неприятных людей много, но не надо связывать это с их национальностью. В советское время это было парадной, официальной ценностью, сейчас она размывается.

РГ | Лидирующая опасность, исходящая от "чужих", в представлении многих - угроза привычным нормам и обычаям. Она, по-вашему, реальна?

Бызов | Реальна. Очень многие мигранты в крупных городах не владеют русским языком, не имеют представления о нормах и обычаях. В Западной Европе, где проблемы миграции тоже очень остры, существуют большие и хорошо финансируемые государством программы по культурной ассимиляции приезжих. У нас их вообще нет. Никто не требует от мигрантов ни знания языка, ни знания культуры.

РГ | 14 процентов опрошенных испытывают к людям других национальностей ненависть на физиологическом уровне? Этот печальный показатель как-то изменяется?

Бызов | Этот показатель у нас, к сожалению, растет, но это не лавинообразный рост. Взрыв ксенофобии нас не ждет. Процессы нарастают медленно и носят скорее "подводный" характер. Самое тревожное, что эти настроения растут среди молодежи, она самая националистически ориентированная группа.

РГ | Каковы тенденции изменений националистических настроений в других странах?

Бызов | Это проблема всего современного цивилизованного мира. В традиционных странах Западной Европы рост ксенофобских настроений продолжается.

Социология