17.08.2005 07:00
Экономика

Путин сел за штурвал бомбардировщика

На этот раз президент отшутился и улетел на стратегическом ракетоносце
Текст:  Ольга Тропкина Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3849)
Читать на сайте RG.RU

Вчера на подмосковном аэродроме в Жуковском открылся международный авиасалон МАКС.

Поздравить посетителей и участников грандиозного мероприятия прибыл президент России Владимир Путин. На этот раз выставка достижений российских и зарубежных авиапроизводителей действительно заслуживает того, чтобы "красную ленточку" перерезал глава государства.

На огромных площадях МАКС-2005 представлено 654 предприятия из 40 стран мира. Посмотреть новейшие разработки в области авиастроения как в выставочных павильонах, так и в небе, по подсчетам организаторов, приедут 600 тысяч зрителей. На поле аэродрома в Жуковском президент появился прямо с неба - он приземлился на вертолете. Впрочем, использование в этот день столь экзотического транспорта вполне объяснимо. На подъездах к территории МАКСа растянулись гигантские автомобильные пробки из желающих посмотреть на авиационные достижения. И, судя по всему, расчеты организаторов относительно количества потенциальных посетителей авиасалона будут существенно скорректированы.

На площадке, куда приземлился вертолет, главу государства встречали министр обороны Сергей Иванов, глава минпромэнерго Виктор Христенко, директор ФСБ Николай Патрушев и главы ведущих российских авиационных предприятий и федеральных агентств. Владимир Путин вышел на трибуну, начав свою речь: "Сейчас я хочу поздравить вас с открытием авиасалона МАКС". Глава государства особо подчеркнул, что это уже седьмое по счету мероприятие такого рода. "Авиасалон молодой, и его рано сравнивать с аналогичными зарубежными мероприятиями. Но по сравнению с первым авиасалоном нынешний МАКС уже гораздо более представителен", - сказал президент. Он считает повышенное внимание к мероприятию вполне объяснимым, ведь, по словам Путина, Россия - одна из передовых стран в отрасли авиации, и продукция отечественных авиазаводов зачастую более доступна, чем зарубежная.

В завершение своей речи он поставил конкретную задачу перед российскими участниками МАКСа. "Залог будущего развития отрасли мы видим в кооперации с партнерами из-за рубежа", - посоветовал Путин. И пожелал и зрителям, и пилотам истребителей и самолетов Су-27, МиГ-29, "Русских витязей" и "Стрижей", которые уже приготовились взлететь ввысь, "самого голубого неба".

Впрочем, рекомендацию президента по кооперации с зарубежными партнерами выполнили весьма оперативно. Пока в небе с оглушительным ревом истребители демонстрировали фигуры высшего пилотажа, глава предприятия "Иркут" Алексей Федоров и президент немецкой корпорации ЕАDS Стефан Цоллвер в присутствии Путина подписали уникальный в своем роде контракт. Впервые зарубежная компания приобретает 10 процентов акций напрямую у российского производителя, а не на вторичном рынке. А несколькими минутами ранее с благословения президента между российским "Рособоронэкспортом" и индийской HAL был подписан генеральный контракт на организацию лицензионного производства авиадвигателя АЛ-55И в Индии. Отныне индийские самолеты будут летать с частично российской "начинкой". Владимиру Путину также показали стенды МиГ и ОКБ "Сухого", а также стенд многоразовой транспортной космической системы "Клипер" - уникальной разработки российских ученых.

В общем, работа авиасалона действительно обещает быть весьма интересной. К примеру, иностранные авиаторы подготовили немало приятных сюрпризов, касающихся не только демонстрации технических достижений. Командир итальянских летчиков Массимо Тамарро специально для посетительниц МАКСа обещает нарисовать в небе над Жуковским фигуру в виде сердца. А капитан французов Кристов Пера - пронзить это сердце стрелой на своем "Мираже".

Летный день президента одним авиасалоном не ограничился. Из Жуковского Владимир Путин на вертолете прилетел на подмосковный военный аэродром Чкаловский, где его уже ожидали три стратегических бомбардировщика Ту-160, подготовленных к плановому тренировочному полету из так называемого резерва Верховного Главнокомандующего. Главу государства сопровождал министр обороны Сергей Иванов, который уже успел на личном опыте ощутить всю мощь этого рода авиационных войск. На одном из этих самолетов, носящем имя "Павел Таран", Владимир Путин направился на север страны наблюдать за учениями Северного флота.

Согласно плану полета пара бомбардировщиков должна была, миновав Нижний Новгород, взять курс на Воркуту. На этом отрезке они преодолели звуковой барьер и в конце совершили запуск четырех экспериментальных крылатых ракет воздушного базирования, и все четыре поразили цель.

Затем они взяли курс на аэродром Оленегорск. Перед этим Владимиру Путину продемонстрировали, как производится дозаправка самолета в воздухе.

Медосмотр в очередной раз продемонстрировал отменное здоровье главы государства. "Давление космическое", - отметил врач, обследовавший президента. Прибор показал ровно 120 на 80. Но Владимир Путин пошутил, что на этот раз в космос не полетит.

Когда уже глава государства и его экипаж сели в автобус, который должен был доставить их к трапу самолета, к числу провожающих неожиданно присоединился премьер-министр Михаил Фрадков. Он быстро запрыгнул в машину, и она отправилась на летное поле. По вполне понятным причинам Владимиру Путину, хоть он и является Верховным Главнокомандующим, управление не спешили передавать. Хотя на высоте президенту все-таки доверили ненадолго штурвал.

Пилотировал бомбардировщик генерал-майор авиации Анатолий Жихарев. Ближе к четырем часам дня три "белых лебедя", как называют эти бомбардировщики в авиации, взмыли в небо и встали на запланированный курс.

Авиатранспорт Президент