18.08.2005 03:00
Экономика

Беларусь обустроит железнодорожные пункты пропуска

Белорусская концепция развития железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе принесет пользу и российским перевозчикам и получателям грузов
Текст:  Владимир Бибиков (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (228)
Читать на сайте RG.RU

Беларусь и Россия - крупнейшие транзитные государства. При этом даже одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что вместе они образуют огромное единое транспортное пространство. Так что вполне логично, что с созданием Союзного государства внешние границы у нас общие. На западе Беларуси это чувствуешь особенно остро. Тут где половина, а где и 70 процентов груза, следующего через таможенные и пограничные посты, предназначено для России либо стран, расположенных на ее восточных рубежах. Одних контейнерных поездов через наше государство в Москву и на Дальний Восток следует несколько. И движение по этим маршрутам, соответствующим двум международным транспортным коридорам, с каждым годом нарастает. Железнодорожники наших стран решили привлечь как можно больше трансконтинентальных грузов, благо путь из дальних уголков Азии в Европу по суше намного короче, чем по морю. Однако быстрее он станет лишь в том случае, если поезда с товаром не будут простаивать, в том числе и на границах.

В Беларуси насчитывается 19 железнодорожных пунктов пропуска и 7 межгосударственных станций, на которых выполняются все операции по контролю и оформлению поездов. Большинство из них пересекают и составы, следующие транзитом в Россию. Работы немало: пограничный, фито-санитарный контроль, таможенный досмотр... Между тем на отдельных направлениях пункты пропуска не в полной мере отвечают современным требованиям. Некоторые передаточные межгосударственные станции находятся за 30-70 километров от границы. Это порой не позволяет должным образом обеспечить достаточно строгие правила, предъявляемые к оформлению транспортных средств.

- По пути следования составы производят остановки, во время которых существует реальная возможность посадки и высадки лиц, загрузки или выгрузки грузов, что приводит к нарушению законодательства, - признал первый заместитель начальника Белорусской железной дороги Владимир Лаптинский.

Оставляют желать лучшего и социально-бытовые условия для персонала, техническая оснащенность.

Все эти недостатки и предстоит устранить в ходе реализации концепции развития железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе (ее проект уже направлен белорусскому Правительству). Предполагается перенести пограничный и таможенный контроль непосредственно на Государственную границу в железнодорожные пункты пропуска. Не менее важно для экономии времени и то, что предусматривается создание идентичных с сопредельными странами условий контроля грузовых и пассажирских составов.

Конечно, обустройство границы - дело хлопотное и затратное. Программа рассчитана на период до 2015 года, предполагаемые инвестиции - свыше 100 миллионов долларов. Между тем намечаемая работа будет проделана в интересах не только Беларуси, но и Союзного государства в целом. Тут нельзя не вспомнить, что западная белорусская граница, реально ставшая общей для наших двух стран, обустраивалась совместно, в том числе за средства из бюджета Союзного государства.

- Не исключено участие России на тех направлениях, где много грузов, следующих в ее адрес, и на этот раз, - сообщил корреспонденту "СОЮЗа" представитель Белорусской железной дороги Владимир Бекеш. - Это станет ясно на этапе, когда на основе концепции будет разработана программа по ее реализации и создана рабочая группа из представителей заинтересованных министерств и ведомств.

В любом случае сложение усилий позволит сделать движение составов, следующих из одного государства в другое, еще более четким, быстрым и безопасным с точки зрения сохранности грузов и соблюдения международного и национального законодательства. А значит, и в международном масштабе белорусско-российский транзит станет еще более привлекательным.

Железные дороги