18.08.2005 02:30
Общество

Подросткам нечего читать

В школьных библиотеках один экземпляр "Горя от ума" на десять человек
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3850)
Читать на сайте RG.RU

Читаю редко: не люблю

- Это миф, что современные дети вообще не читают или читают только "Гарри Поттера", - уверяет заведующая отделом социологических исследований РГДБ, вице-президент межрегиональной общественной организации "Русская ассоциация чтения" Вера Чудинова. - Они, конечно же, читают, но предпочтения юных читателей сильно изменились.

По словам сотрудников РГДБ, отсутствие информации о реальном состоянии детского чтения рождает мифы. За последнее десятилетие в нашей стране не было проведено ни одного всероссийского исследования чтения детей. Россия дважды участвовала в международных исследованиях PISA (Международное исследование качества образования). Результаты неутешительные: мы оказались на 27-29-м месте из 32. Но такого рода исследований недостаточно - они показывают только грамотность чтения и умение работать с текстом, а читательские предпочтения и потребности детей остаются вне поля зрения. Эту информацию собирают в основном детские библиотекари.

Социологические исследования, проводимые РГДБ, свидетельствуют, что 30 процентов подростков любят читать и читают много, еще треть любит читать, но им не хватает на это времени, а каждый пятый российский ребенок

(19 процентов) ответил: "Читаю редко: не люблю". Пятая часть опрошенных детей тратит на чтение в среднем до 30 минут в день, треть - до часа, 42 процента - более полутора часов день. Но, как правило, те, кто любит читать, это дети младшего школьного возраста. Чем старше становится ребенок, тем меньше времени он тратит на чтение. Если посмотреть на репертуар чтения подростков, то 40 процентов составляет литература развлекательного характера, а научно-популярные книги вдвое меньше - 21 процент.

Исследователи отметили интересную закономерность. Все дети любят проводить свободное время перед телевизором. Но те, кто читает много, умеет находить для себя в телевизионной программе передачи, созданные специально для детей и подростков, а те, кто мало, смотрят в основном взрослые программы, поскольку не в состоянии дифференцировать информацию.

Тайна популярности "Гарри Поттера"

На изменение модели детского чтения влияет появление огромного количества новых каналов коммуникации и получения информации: телевидение, радио, компьютеры, Интернет. Под давлением визуальной культуры детское чтение становится очень похожим на чтение взрослых: с одной стороны, более деловым, с другой - более развлекательным. Как и в других европейских странах, в России перестали читать большие романы.

Сотрудники РГДБ озабочены существующей диспропорцией в изданиях для детей. Больше всего книг издается для дошкольников и младших школьников. А для подростков литературы крайне мало. Почему так популярен "Гарри Поттер"? С одной стороны, это, безусловно, модный бренд, но с другой - у нас большой дефицит книг, предназначенных для детей 10-12 лет.

- Новых авторов, пишущих для подростков, не более двух десятков по всей России. Если ситуация не изменится, то хорошей подростковой литературы мы так и не получим, - заключила Вера Чудинова.

Новых авторов, пишущих для подростков, не более двух десятков по России. Если ситуация не изменится, то хорошей подростковой литературы мы так и не получим

Аналогичная ситуация сложилась и на рынке периодических изданий. Самые популярные журналы у современных детей - Cool, Cool Girl, "Штучка", "Молоток", Oops. Секрет их популярности в доступности - эти журналы свободно продаются во всех книжных и журнальных киосках. А вот найти на прилавках "Муравейник", "Юный техник" или недавно появившийся "Эрудит" - большая проблема. Качественная детская периодика распространяется большей частью по подписке. А у сельских родителей, например, нет на это денег. Поэтому лучшую детскую периодику можно найти только в библиотеках.

Самая неблагополучная ситуация с детскими библиотеками сложилась в провинции. На вопрос: "Где вы обычно берете книги?" - 40 процентов сельских детей ответили, что покупают, 42 процента обращаются к друзьям, но 61 процент идет в школьную библиотеку и 71 - в сельскую.

Кресты на окнах сельских библиотек

- Библиотека - часто единственное, пока еще бесплатное учреждение культуры, где можно получить что-то для души, почитать книги, пусть даже и старые, пообщаться со сверстниками, - говорит главный библиотекарь научно-методологического отдела РГДБ Наталья Бубекина.

Самая большая сеть библиотек принадлежит Министерству образования и науки РФ, их 63 тысячи. Казалось бы, замечательно, но в отличие от Франции, где библиотека - это центр школы, куда без университетского специального образования на должность библиотекаря просто не возьмут, у нас школьные библиотеки влачат жалкое существование как одно из структурных подразделений школы.

- Из-за недостаточного финансирования эти библиотеки комплектуются только учебной литературой, а художественные и научно-популярные книги по искусству, истории, культуре практически не поступают, - сетует Наталья Бубекина. - Хорошо если в школьной библиотеке найдется один экземпляр "Горя от ума" на 10 человек.

Вторая по значимости сеть библиотек - у министерства культуры и массовых коммуникаций. За последние десять лет их количество уменьшилось с 52 тысяч до 47 тысяч. Причем закрывают библиотеки не в крупных городах, где можно легко найти нужную информацию, а там, где больше ничего нет. Например, в Пермской области закрыли 66 сельских библиотек как неэффективные.

Когда детские библиотеки закрываются, фонды переводят во взрослые. Но исследования социологов показывают, что дети не любят ходить во взрослые библиотеки.

На Западе нет самостоятельных детских библиотек, но там замечательные просторные помещения, где достаточно места, чтобы маленькие читатели чувствовали себя комфортно.

- В зарубежных библиотеках - рассказывает Наталья Бубекина, - игрушки положено менять каждые полгода. У нас игрушкам по 15-20 лет. Я уж не говорю об аудио- и видеоматериалах! Во многих библиотеках нет компьютера, электронной почты, доступа в Интернет.

Кстати

А в Швеции и Норвегии в 70-е годы был создан экспертный совет из педагогов, психологов, библиотекарей, критиков, издателей, который оценивает качество новой детской литературы, и если книга хорошая, то государство выделяет издательству грант на ее тиражирование и распространение по всей стране. В России тоже есть Федеральная программа поддержки книгоиздания, в том числе и детского, и Экспертный совет, который собирается раз в год и оценивает представленные любым издающим органом рукописи. Но, к сожалению, из-за недостатка информации к ним поступает мало достойных произведений для детей.

Образование Литература