По поводу сотовой связи с ее эфемерным товаром, который тоже по необъяснимым причинам по-прежнему исчисляется в условных единицах, я даже особо размышлять не стала, ибо тема больно абстрактная даже для самих продавцов. Зато в салоне импортной мебели, где ценники в совершенно сногсшибательных рублях чередуются с ценниками, где нарисованы не менее впечатляющие цифры, заканчивающиеся скромной пометкой «у.е.», я поинтересовалась у продавщицы, почему половина ценников в рублях, а другая – в условных единицах, и довольно невинно напомнила о новом законодательстве. Девушка почему-то покраснела и попробовала срывающимся голосом объяснить, что продажа в у.е. распространяется только на часть товара и это выше ее понимания и власти, дескать, таков устав магазина. И как полностью реабилитирующий факт уверенно добавила: «Все равно расчет принимается в рублях».
А на косметику небезызвестной сетевой компании – пожалуй, самую дорогую – ценники как были в этих самых непонятных единицах, так и остались. Моя подруга, большая поклонница наращивания ногтей, недавно пожаловалась, что, когда рассчитывалась, ориентировалась на один курс, а ей оказали услугу по какому-то неведомому, где одна условная единица стоила на восемь рублей дороже любого известного курса. «Я поняла, что их у.е. не зависит ни от бакса, ни от евро – как хотят, так и выставляют».
И, конечно же, можно было не сомневаться, что у.е. на иномарки никто не будет заменять рублями. В одном автосалоне на ценниках была обозначена двойная цена – верхняя, лаконичная, в у.е. и нижняя, бесконечно длинная – в рублях. Расчет, тем не менее, несмотря на написанную в рублях цену, производился по курсу доллара. В другом салоне ценники были исключительно в условных единицах, по курсу доллара, но более того – и расчет предполагался также в долларах плюс наценка в 0,5 процента за конвертацию. Причем, похоже, клиентов это очень устраивало.
Надо отметить, что, когда я пыталась разузнать, кто же курирует в Ярославле законность ценников, почувствовала себя ябедой-корябедой, которой больше всех на свете надо. Мой вопрос вызывал у опрашиваемых целый спектр чувств, от элементарного непонимания, чего от них хотят, переходящего в недоумение, до страха, замешательства и искреннего удивления. Как-то изначально в голове не укладывалось, что курировать ценники может бывшая областная СЭС, ныне реорганизованная в ТУ Роспотребнадзора, поэтому узнавать я начала с более близких к ценам и правонарушениям структур. После долгих путешествий по телефонным проводам мне удалось выйти на начальника управления организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административных законодательств. Когда я в общих чертах описала ситуацию и попросила как-нибудь это прокомментировать, на другом конце провода воцарилась недоуменная тишина – и: «Не знаю. Затрудняюсь ответить».
В Ярославском комитете по защите прав потребителей мой вопрос не вызвал интереса. Глава комитета Валентина Небренчинай почти философски заметила: «Цены все равно зависят от курса у.е., как ни крути!» – и переадресовала меня все-таки в отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора.
Заместитель начальника отдела согласилась, что все ценники – это в их ведомстве. Я описала ситуацию. «Точно, нарушают», – вынесла свой вердикт моя собеседница. «Вы же, наверное, нарушителей отслеживаете и штрафуете...» – начала выпытывать дополнительную информацию я. «Штрафуем», – согласилась она, но рассказывать ничего не решилась, а предложила за грамотным ответом обратиться прямо к заведующему Ярославским территориальным управлением Роспотребнадзора. Вопрос у Сергея Мелюка вызвал иронию: «Мы должны защищать интересы потребителей. А нарушены или не нарушены его права, потребитель определяет сам, – сразу внес ясность в вопрос Сергей Анатольевич. – К нам с жалобами никто не обращался. Значит, потребителей это устраивает. Обратятся – пойдем проверять. Но специально инициировать проверки мы не будем. Что, у нас других дел нет, чтобы специально ценники проверять!»