19.08.2005 05:40
Экономика

Греф попытался выйти на удвоение ВВП

Несмотря на сомнения Германа Грефа, правительство приняло бюджет-2006
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3852)
Читать на сайте RG.RU

Социально-экономическому прогнозу, а следовательно, и его разработчикам из министерства экономического развития и торговли в этом году досталась нелегкая судьба. Неоднократно главный экономист Герман Греф представлял в кабинет министров свое детище, переработанное и дополненное, но это так и не помогло ему склонить членов кабинета министров к принятию социально-экономического прогноза на 2006 - 2008 годы. Собственно, претензий к разработанному экономистами документу не так уж много, а по большому счету она вообще одна - в прогнозе нет тех темпов экономического роста, которые необходимы для выхода на удвоение ВВП к 2010 году.

Греф после долгих сопротивлений и объяснений, почему подобное невозможно, похоже, несколько смирился и даже согласился с премьер-министром Михаилом Фрадковым, который постоянно повторяет, что задача, поставленная президентом, не снимается с повестки дня. Однако главный экономист так и не может ответить на вопрос о том, как ее реализовать.

По прогнозу минэкономразвития, рост ВВП в 2006 году составит 5,8%, в 2007 году - 5,9% и в 2008 году - 6%. Для достижения таких результатов, по мнению экономистов, нужны предпосылки, а именно - последовательное улучшение инвестиционного климата, повышение доверия бизнеса и снижение налоговой нагрузки на экономику. Должны быть также снижены административные издержки и созданы условия для развития малого и среднего бизнеса. Все эти меры, считает Греф, помогут отечественным производителям выйти на конкурентоспособный уровень и удовлетворять постоянно растущий внутренний спрос. Если этого не произойдет, то "рост экономики не превысит 5-5,4%", отметил министр.

При таких темпах, очевидно, выйти на удвоение ВВП довольно сложно. Но Греф решил изменить акценты, и теперь это звучит по-иному: за 2006 - 2008 годы предполагается создать условия, которые позволят достичь более высоких темпов экономического роста в 2009-2010 годах. То есть главный экономист позволил себе несколько подкорректировать сроки поставленной задачи. "Рост ВВП за период 2005-2008 годов составит 25,8% к уровню 2004 года", - говорится в прогнозе минэкономразвития. Предусматривается и устойчивый рост промышленного производства. Так, в 2006 году, по прогнозам минэкономразвития, производство промышленной продукции вырастет на 4,6%, в 2007 году - на 4,7%. В 2008 году этот показатель ожидается на уровне 5,1%. Что касается инвестиций в основной капитал, то здесь, по расчетам экономического ведомства, может быть скачкообразная динамика. В 2005 году рост инвестиций ожидается на уровне 9,8%, в следующем году - 11,1%, в 2007 году - 10,4%, а в 2008 году - 9,9%.

Согласно прогнозу, рост цен по итогам 2005 года составит 10-11%, при этом базовая инфляция будет на уровне 8,5 - 9%. Причем больше всего вырастут цены на продовольственные товары (13-13,5%) и чуть меньше - на непродовольственные (4,7-4,9%). Наибольший прирост, как обычно, дадут тарифы на услуги ЖКХ - 31-32%. Несмотря на столь удручающую картину, экономисты все же надеются на то, что в 2006 году рост цен удастся не только приостановить, но и снизить до 7-8,5%. Правда, тут же оговаривают, что для удержания инфляции не выше 8,5% предельный рост тарифов ЖКХ не должен превысить в среднем 20%. "Если в 2006 году допустить новое увеличение тарифов ЖКХ на 25-30%, то в сочетании с сохраняющимися инфляционными рисками на рынках продовольственных товаров и бензина рост потребительских цен может превысить целевой уровень и составить 9,5%", - говорится в прогнозе.

Выслушав доклад главного экономиста, Михаил Фрадков решил все же вернуться к тому, с чего начали, и в очередной раз призвал Германа Грефа наметить меры по удвоению ВВП. Но Греф, видимо, чтобы не сильно расстраивать премьера, решил отделаться дежурным замечанием о том, что "параметры прогноза социально-экономического развития России на 2006-2008 годы могут еще измениться как в сторону повышения, так и в сторону понижения". Номер не прошел. Фрадков тут же пошел в атаку.

- Нужно с учетом проекта бюджета следующего года уточнить среднесрочный прогноз по темпам роста, чтобы в ближайшей перспективе выйти на удвоение ВВП, - указал Фрадков. - О понижении не может быть и речи. Следует сконцентрироваться на активных действиях, чтобы окончательно завершить подготовку программы среднесрочного развития на 2006-2008 годы.

Хотя в целом глава правительства одобрил работу Грефа, заметив: "С каждым разом в вашем докладе все больше оснований рассчитывать на увеличение темпов роста экономики... С каждым вашим докладом эта картинка становится яснее. Но еще не вечер. Надо продолжать работать в этом направлении".

Работать Грефу в этом направлении осталось недолго, ведь ожидание премьера не может быть вечным, поэтому к 1 октября главный экономист должен закончить. Греф смирился, хотя, отвечая на вопрос журналистов о том, существует ли возможность для удвоения ВВП за 10 лет, главный экономист раздраженно сказал: "Вы слышали цифры, которые заложены по росту ВВП на следующие годы, а именно 5,9% - в 2005 году и 5,8% - в следующем году. Какие комментарии еще возможны?".

В отличие от прогноза проектом бюджета-2006 премьер остался доволен. Отметив, что доходы бюджета запланированы на уровне 5 трлн. 46,1 млрд. рублей, а расходы - 4 трлн. 270,1 млрд. рублей, Фрадков заметил, что основные его параметры должны решить "назревшие проблемы прежде всего в социальной области". Речь, в частности, идет о повышении за 3 года доходов бюджетников в реальном выражении в 1,5 раза, увеличении размера пенсий до прожиточного минимума, увеличении стипендий студентам и аспирантам, денежного содержания судей и прокуроров, а также социальных выплат. На обеспечение безопасности и национальной обороны в бюджете предусмотрено свыше 1,2 трлн. рублей. Будут профинансирована накопительно-ипотечная система приобретения жилья для военных, заложены средства на модернизацию вооружений и на организацию перехода армии на контрактную основу, выделены существенные средства на борьбу с терроризмом.

Будет повышен и удельный вес инвестиционных расходов: общий объем государственных инвестиций, в том числе и за счет формируемого Инвестиционного фонда, составит 563 млрд. рублей. "Мы рассчитываем на отдачу от этих государственных вложений, что должно отразиться на ускорении роста экономики", - заметил Фрадков.

В связи с этим премьер потребовал от экономического блока сформировать систему контроля за эффективностью бюджетных расходов.

- Я просил бы министерство экономического развития и торговли и министерство финансов уже сейчас приступить к формированию системы контроля за эффективностью использования каждого бюджетного рубля, - сказал он, заметив, что прежде всего необходимо контролировать эффективность государственных инвестиций. - Мы рассчитываем на отдачу от этих вложений. Спрос за результаты инвестиций будет очень строгим. В целом же все вопросы по бюджету, как заверил Кудрин, уже согласованы. Однако, предупредил он, увеличение денежной базы находится на предельном уровне. "Мы должны сократить расходы, чтобы не допустить инфляции", - призывал коллег главный финансист.

Да и вообще главный финансист считает важнейшей задачей правительства на ближайшие три года снижение инфляции до 5,5 процента, мотивируя это тем, что снижение роста цен - главный ресурс борьбы с бедностью. Кудрина поддержал и глава Центробанка Сергей Игнатьев, который заявил, что ЦБ считает возможным ограничение прироста потребительских цен в 2006 году в пределах 7-8,5 процента. Кроме того, он отметил, что укрепление реального и эффективного курса рубля не превысит в 2006 году 9 процентов, и подчеркнул, что укрепление рубля, вероятно, будет заметно ниже указанной границы.

На этих словах главу ЦБ и поймал вице-премьер Александр Жуков, заметив, что в прогнозе социально-экономического развития, представленного минэкономразвития, укрепление реального эффективного курса рубля в 2006 году оценивается в 4,2%, а ЦБ установил верхний предел в 9%.

- Там нет ни слова противоречия, - устало ответил Игнатьев.

Он пояснил, что минэкономразвития представило два варианта развития экономики при цене нефти в 28 и 40 долларов за баррель, а ЦБ представил три варианта, добавив возможность увеличения цены за баррель нефти до 50 долларов. Названная ведомством Грефа цифра укрепления рубля относится ко второму варианту, а 9% - цифра, названная ЦБ, соответствует варианту, при котором цена на нефть составит 50 долларов за баррель.

Как обычно при обсуждении бюджета, не обошлось и без просьб. Глава минобороны Сергей Иванов попросил минфин дополнительно выделить из бюджета в текущем году 30 миллиардов рублей на ликвидацию долгов Вооруженных сил. Все крупные военные учения уже сейчас проводятся за счет тех лимитов, которые выделены минобороны на четвертый квартал, заявил он. По его словам, наиболее значительная задолженность - 6 миллиардов рублей - у минобороны образовалась по оплате горюче-смазочных материалов в связи с их подорожанием. Кроме того, 3,2 миллиарда рублей необходимо на исполнение судебных решений, 5,1 миллиарда рублей - на оплату коммунальных услуг, включая электроэнергию, 1,6 миллиарда рублей - на транспортные расходы. При выделении этих средств, заверил Иванов, минобороны "войдет в следующий год без задолженностей". Кроме того, "это позволит в течение всего 2006 года ритмично функционировать и модернизировать Вооруженные силы".

Макроэкономика Федеральный бюджет Зарплата Минфин Минэкономразвития