Ничейные пестициды
Между тем на фоне ухудшения медико-демографических показателей, характеризующих здоровье населения, ядохимикаты, по словам экологов, являются фактором риска, способным резко ухудшить ситуацию. Получается, что пестициды, впрок заготовленные человеком для уничтожения вредных для сельского хозяйства растений и насекомых, через много лет бумерангом ударяют по самому человеку.
Скопившиеся в области ядохимикаты достались нам в наследство от социалистической экономики и стали опасными вследствие хаоса, которым много лет было охвачено сельское хозяйство. Дело в том, что раньше агрохимикаты закупались централизованно и – по причине их дешевизны – впрок. К слову сказать, сейчас такая ситуация в принципе невозможна: дорогие, в основном зарубежного производства, пестициды ставшие частными хозяйства закупают ровно столько, сколько нужно – ни килограммом больше.
Так или иначе, сегодня на складах области хранятся пестициды, у которых давно уже вышел срок годности, пестициды, производство которых давно запрещено, а также "морально устаревшие" препараты, которые сегодня сменили пестициды нового поколения. В большинстве своем эти склады – бесхозные: предприятия, на чьем балансе они числились, меняли форму собственности, акционировались. В какой-то момент пестициды "терялись", то есть согласно новой документации они оказывались "ничейными".
Сами себе террористы
Рекордсменом по "запасам" пестицидов является Хохольский район, где хранится около 240 тонн ядовитых веществ. А в Калачеевском районе, к примеру, – 30 тонн только ртутьсодержащих пестицидов. Кстати, некоторые склады расположены рядом с жилой зоной, другие – в непосредственной близости от железной дороги, что создает угрозу террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Во всяком случае, каждый год в период половодья руководители разных служб и ведомств хватаются за голову: случись что – и пестициды "поплывут". Тем более, что склады с ядохимикатами меньше всего похожи на неприступную крепость. К примеру, в поселке Анна в качестве склада используется бывший гараж – помещение, совершенно непригодное для хранения ядовитых веществ: крыша – дырявая, полы не забетонированы. Препараты (целостность тары, кстати, тоже нарушена) свалены в одну большую бесформенную кучу. По словам руководителя областного управления по экологии и природным ресурсам Анатолия Бородкина, существует угроза попадания химикатов в почву и грунтовые воды. Аналогичная ситуация в Эртиле: пришедшие в негодность после пожара пестициды хранятся на окраине города в железной бочке из-под аммиачной воды. Поэтому в любой момент здесь может случиться то же самое, что и в селе Большая Верейка Рамонского района, где предприимчивые люди вскрыли бочку с устаревшими пестицидами, опорожнили ее и сдали на металлолом. Теперь препараты, омываемые дождями и разносимые ветром, "живописной" кучей покоятся под открытым небом.
Не так давно было обнаружено обширное – площадью в 2,4 гектара – загрязнение ядохимикатами поверхностных и грунтовых вод в поселке Грибановский: в колодцах, расположенных в жилом микрорайоне, нашли ртуть. Как выяснилось, источником загрязнения стали "остатки" склада пестицидов, сгоревшего еще в 1969 году, которые тут же, на месте пожара, были захоронены.
Известны случаи, когда просроченные пестициды с неохраняемых складов просто-напросто воровали, а потом, выдавая их за качественные, продавали на рынке.
В утиль
Согласно распоряжению губернатора Владимира Кулакова, в этом году на утилизацию пестицидов будет выделено 3,1 миллиона рублей бюджетных денег. Это только десятая часть необходимых затрат. Дело в том, что утилизация пестицидов – процедура весьма дорогостоящая. Во-первых, ядохимикаты нужно, как говорят специалисты, "затарить" – уложить в герметичные полиэтиленовые и полипропиленовые мешки. Во-вторых, желательно, чтобы делали это люди опытные (служащие в МЧС или химвойсках), которых необходимо снабдить спецкостюмами и противогазами – при этом фильтры противогазов надо менять каждый день. В целом "затаривание" одной тонны ядохимикатов стоит около трех тысяч рублей. Транспортировка и утилизация пестицидов на заводе в Наро-Фоминске – это еще 35 тысяч рублей за тонну.
В областной администрации решили профинансировать проект по очистке территории области от пестицидов только частично. Компенсироваться будет самая большая статья расходов – собственно утилизация на заводе. Что же касается "затаривания" ядохимикатов, то здесь, по мнению экологов и властей, должна быть консолидированная ответственность. То есть "скинуться" на это дело предложили районным администрациям и тем хозяйствам, которые в свое время свозили на склады ненужные пестициды. Однако идея консолидированной ответственности в районах приживается пока с большим трудом. Из этого можно сделать один неутешительный вывод: если дело пойдет такими темпами и дальше, то "всеобластная" свалка ядохимикатов исчезнет не раньше, чем через пятилетку. Дай Бог, чтобы за это время у нас не случилось чрезвычайных ситуаций.