20.08.2005 05:00
Власть

Тысяча военных на одно село

Свыше тысячи военных встали на охрану астраханского села
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3853)
Читать на сайте RG.RU

Последствием массовой деревенской драки стал экстренный вызов спецназа. И сегодня в мирный сельский пейзаж непривычно вписались башенные пулеметы бронетранспортеров. Сейчас село с населением в три с половиной тысячи человек охраняют тысяча сто военнослужащих и милиционеров. От кого охраняют? Друг от друга.

Таких драк, что произошла 18 августа в селе Яндыки Астраханской области, нет даже в милицейских архивах. И по масштабности - участвовало свыше 300 человек, и по ожесточенности, и по национальному составу - дрались друг с другом чеченцы и калмыки. Один человек убит, шестеро ранены, шесть домов и десяток автомобилей выгорели дотла. Говорить о том, что кровавые страсти улеглись, пока, к сожалению, рано. Еще не факт, что присутствие вооруженных до зубов государевых людей удержит горячих степняков и горцев от новых схваток. По оперативным милицейским данным, к селу подтягиваются люди из ближайших селений и чабанских стоянок.

В это село, в одночасье ставшее печально знаменитым, срочно прилетел заместитель Генерального прокурора по Южному федеральному округу Николай Шепель: Владимир Устинов взял ситуацию под личный контроль. Следственную бригаду, куда вошли представители ГУВД, прокуратуры и УФСБ Астраханской области, возглавил областной прокурор Евгений Волколупов. Сюда направились представители руководства Чеченской Республики. И на всякий случай МВД Калмыкии укрепляет границу с Астраханской областью.

Что же взорвало мирную жизнь степного села? Как рассказал "РГ" высокопоставленный сотрудник МВД России, эта жизнь вот уже год была не такой уж и мирной. Конфликты начались на бытовой почве - что-то не поделили на ближайших пастбищах молодые чабаны. Год назад впервые серьезно подрались, но конфликт замяли. А 22 февраля трое пьяных молодых чеченцев осквернили и разрушили на местном кладбище 17 православных крестов и надгробий. Среди них была могила солдата-калмыка, погибшего в Чечне. Тогда на сельском сходе калмыцкая община потребовала выселения из Яндыков родственников этих вандалов. Конфликт опять удалось приглушить лишь обещанием властей во всем по закону разобраться.

И разобрались: спустя полгода местная Фемида оправдала Ису Магомадова, Юсупа Абубукарова и Адлана Халадова, крушивших кресты и памятники.

Решение судей местные жители до сих пор понять не могут. Потому калмыки опять потребовали выселения - теперь уже всех чеченцев.

И пригрозили выполнить свое решение сами, не надеясь на местные власти. Численность взрослого населения обеих диаспор примерно одинакова - 237 чеченцев и 288 калмыков. Тогда чеченцы решили упредить своих недругов: полсотни джигитов в ночь на 16 августа устроили рейд по калмыцким домам. Врывались в жилища, избивали хозяев. А 24-летнего Николая Болдырева убили выстрелом в голову.

На похороны 18 августа приехали родственники и земляки погибшего из калмыцкого города Лагань - больше сотни человек. После панихиды и начался погром - теперь уже калмыки поджигали чеченские дома и автомобили, молотили всех подряд.

Местные власти последние два дня пытаются лихорадочно тушить пожар, бросая на усмирение озверевшей толпы все оказавшиеся под рукой подразделения, не глядя на ведомственную принадлежность. В село прибыл спецназ Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России, затем рота морской пехоты минобороны, потом рота Внутренних войск и рота полка патрульно-постовой службы МВД. Чуть позже на подмогу подоспели сводные отряды милиции из Волгоградской и Астраханской областей - омоновцы, собровцы, сотрудники окрестных райотделов. Оцепили село, блокировали целые улицы и отдельные дома - сельчан защищали друг от друга. А в степи, на дальних подступах к Яндыкам, специальные наряды перехватывают подкрепления конфликтующим сторонам.

Органы власти настаивают на очень сдержанных оценках происходящего: упаси бог говорить про межнациональный конфликт, речь о ссоре на бытовой почве.

МВД России очень осторожно прокомментировало ситуацию в селе Яндыки. По словам представителя министерства, они отслеживают обстановку в Лиманском районе, в котором находится этот населенный пункт, и готовы оказать местным органам правопорядка любую помощь. В частности, в создании оперативного резерва из подразделений милицейского спецназа. Будет ли командирован в Астраханскую область кто-либо из руководителей министерства, пока решение не принято. Как заверили "РГ" в МВД, в области достаточно опытные начальники, которые вполне способны действовать самостоятельно.

Другое дело, когда обстановка стабилизируется, придет время разобраться, кто и почему просмотрел долго тлевший конфликт, который полыхнул в одночасье.

Армия Преступления Астраханская область Юг России