22.08.2005 05:20
Экономика

Президенту будет не на чем летать?

Текст:  Сергей Птичкин Валерий Родиков
Читать на сайте RG.RU

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта рекомендовала приостановить эксплуатацию дальнемагистральных российских самолетов Ил-96-300. Еще 19 августа главный государственный транспортный инспектор Александр Нерадько разослал в соответствующие инстанции послание, в котором говорится:

«В августе 2003 г. на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов. Данные инциденты были вызваны отказом системы торможения колес. Аналогичные инциденты происходили и ранее.
При расследовании установлено, что причиной является изготовление агрегатов УГ-151-7, применяемых в системе торможения колес, с нарушением требований чертежа. Выявлен случай фальсификации сведений об изготовлении агрегата....
В соответствии со статьей 37 Воздушного кодекса РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, и в связи с отсутствием со стороны организаций промышленности разработки и внедрения мероприятий по предотвращению инцидентов из-за отказов агрегатов системы торможения колес и гидросистемы, предлагаю приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300 в гражданской авиации Российской Федерации 22 августа 2005 года до устранения указанных нарушений».

Впервые за всю историю отечественной гражданской авиации накладывается запрет на полеты того типа самолета, на котором летает первое лицо государства. Именно на Ил-96-300 президент РФ не смог улететь в начале августа из Финляндии. Пришлось пересаживаться на резервный Ил-62.

Проведенное тогда расследование причин инцидента установило, что один из агрегатов в системе торможения колес изготовлен с отступлением  от чертежа. Мало того, документы на него оказались фальсифицированными.

Случай, на первый взгляд, беспрецедентный. Но прецеденты, оказывается, уже были. В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта вспомнили, что «Аэрофлот», у которого самый большой парк  Ил-96 (40 процентов), не раз извещал бывшую ГСГА, а потом и ФАС о случавшихся  отказах и о том, что промышленность фактически ничего не делает, чтобы довести  узлы и агрегаты до необходимых параметров. Однако потребовалась неприятность с бортом номер один, чтобы начались хоть какие-то действия по искоренению того, что творится в многострадальном российском авиапроме.

Компания «Аэрофлот», кстати, выполнила предложение Главного государственного транспортного инспектора, полеты Ил-96-300 с понедельника приостановлены. Официально объявлено о серьезных изменениях в расписании полетов. Пассажиров пересаживают на старые, но, как оказалось, очень добротные Ил-86, а также на самолеты зарубежного производства.

Проблема, перед которой стали все владельцы Ил-96-300, может оказаться более чем серьезной. Вряд ли нашей авиационной промышленности удастся скоро устранить несоответствие агрегатов УГ-151-7 «требованиям чертежа», и как быть с самым большим отечественным пассажирским авиалайнером, считавшимся едва ли не самым надежным в мире, похоже, сейчас не знает никто.

Авиатранспорт Росавиация