Эта ситуация заставила вспомнить о проблеме внесения поправок в закон о спорте, которая на самом деле существует уже много лет. За комментариями по данному вопросу наш корреспондент обратился к начальнику Правового управления Федерального агентства по физической культуре и спорту Андрею Шаповалову.
Российская газета | Андрей Викторович, получается, что только благодаря спорам между Федерацией хоккея России и НХЛ начала активно обсуждаться необходимость реформ в области спорта.
Андрей Шаповалов | Проблемы деятельности федеральных органов спортивной власти всплывают в СМИ, когда появляется какой-то повод. О законе говорили в связи с делом Сычева или делом Жердева, после поражения нашей сборной по футболу от Португалии 1:7. А реальная необходимость разработки нового закона возникла фактически с первых дней выхода действующего закона 1999 года. Заняться этим проектом непосредственно федеральное агентство смогло только после того, как указом президента оно было подчинено правительству. За основу была взята редакция, подготовленная Госкомспортом в 2003 году. Но она была достаточно серьезно переработана. Все ведомства, за исключением ведомства Зурабова, эту редакцию согласовали. В настоящий момент мы ждем заключения министерства юстиции, чтобы внести новую редакцию в правительство.
РГ | Поможет ли она решить проблемы профессиональных хоккеистов?
Шаповалов | Я хочу подчеркнуть, что основной целью закона не является урегулирование ситуации с профессиональным спортом. В профессиональном хоккее и футболе существуют внутренние локальные нормативные акты - толстые сборники документов. Это своего рода система в системе. Она самодостаточна и в каком-то вмешательстве извне не нуждается.
РГ | Но должна же в федеральном законе быть хотя бы одна статья на эту тему?
Шаповалов | В действующем законе есть 24-я статья, где достаточно расплывчато и с внутренними противоречиями прописаны нормы, регулирующие вопросы профессионального спорта. В новой редакции ничего революционного и кардинально нового нет. Мы просто постарались четче прописать специфику трудовых отношений в профессиональном спорте. Кроме трудового договора стороны вправе дополнительно заключить между собой и гражданско-правовой договор. На сегодняшний день это оптимальный выход.
РГ | Может, есть смысл разработать отдельный закон о профессиональном спорте?
Шаповалов | Это спорный вопрос. Такие предложения уже высказывались. Но практика европейских государств практически отсутствует: отдельные законы есть буквально в двух-трех странах. К тому же спорт, в том числе и сборные команды, за которые мы болеем, по международной терминологии считается любительским. Спорт профессиональный дистанцируется. В действующем законе прописано, что это предпринимательская деятельность. Я считаю, что так оно и есть. А в таком случае регулировать эти вопросы отдельно не нужно.
РГ | Регулирование профессионального спорта, таким образом, отходит на второй план. Тогда на чем вы делаете акценты?
Шаповалов | Основной упор сделан на то, чтобы прописать механизмы государственного регулирования. Из-за чего, кстати, возникают определенные сложности с Олимпийским комитетом и некоторыми федерациями, привыкшими к главенствующему положению. В новой редакции также раскрываются такие понятия, как "единая всероссийская спортивная классификация", "всероссийский реестр видов спорта", "единый календарный план", "официальные соревнования". Даны понятия "спортивный судья", "тренер". Кроме того, в новой редакции в соответствии с административной реформой четко прописали полномочия органов власти и органов местного самоуправления.
РГ | И когда новый закон вступит в силу?
Шаповалов | Сейчас в рамках агентства мы выработали общую позицию. Теперь нам нужно эту позицию доказать на всех уровнях: в правительстве, в администрации президента. Я считаю, этот процесс будет достаточно тяжелым и длительным.
План на этот месяц - внести новую редакцию на рассмотрение в правительство.
РГ | Кого нужно благодарить за законотворчество?
Шаповалов | Инициатива принадлежит Федеральному агентству по физической культуре и спорту. Росспорт, отвечающий за выработку политики, нормативное регулирование и непосредственную реализацию этой политики в области спорта, выполнял аккумулирующие функции. А в том, что мы наконец-то сдвинулись с мертвой точки, заслуга в первую очередь Вячеслава Фетисова.