Еще в пятницу, 19 августа, руководитель Ространснадзора Александр Нерадько разослал в соответствующие инстанции послание, в котором говорится: "В августе 2005 г. на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов. Данные инциденты были вызваны отказом системы торможения колес. Аналогичные инциденты происходили и ранее.
При расследовании установлено, что причиной является изготовление агрегатов УГ-151-7, применяемых в системе торможения колес, с нарушением требований чертежа. Выявлен случай фальсификации сведений об изготовлении агрегата...
В соответствии со статьей 37-й Воздушного кодекса РФ Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 398, и в связи с отсутствием со стороны организаций промышленности разработки и внедрения мероприятий по предотвращению инцидентов из-за отказов агрегатов системы торможения колес и гидросистемы предлагаю приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300 в гражданской авиации Российской Федерации 22 августа 2005 года до устранения указанных нарушений".
Ситуацию иначе как парадоксальной не назовешь. Впервые за всю историю отечественной гражданской авиации накладывается запрет на полеты того типа самолета, на котором летает первое лицо государства. Именно на Ил-96-300 президент РФ не смог улететь в начале августа из Финляндии. Пришлось пересаживаться на резервный Ил-62.
Проведенное тогда расследование причин инцидента установило, что один из агрегатов в системе торможения колес изготовлен с отступлением от чертежа. Мало того, документы на него оказались фальсифицированными. Выходит, у нас даже на президентский авиалайнер не боятся ставить "левые" детали и целые узлы.
Случай на первый взгляд беспрецедентный. Но прецеденты, оказывается, уже были. В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта вспомнили, что "Аэрофлот", у которого самый большой парк Ил-96 (40 процентов), не раз извещал бывшую Росавиацию, а потом и ФАС о случавшихся отказах и о том, что промышленность фактически ничего не делает, чтобы довести узлы и агрегаты до необходимых параметров. Однако потребовалась неприятность с бортом номер один, чтобы начались хоть какие-то действия по искоренению того, что творится в многострадальном российском авиапроме.
Компания "Аэрофлот", кстати, выполнила предложение Главного государственного транспортного инспектора, полеты Ил-96-300 со вчерашнего дня приостановлены. Официально объявлено о серьезных изменениях в расписании полетов. В частности, отменены все рейсы на Ханой, часть рейсов на Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. Пассажиров пересаживают на старые, но, как оказалось, очень добротные Ил-86, а также на самолеты зарубежного производства.
Интересно, кто теперь будет возмещать авиакомпаниям неизбежные убытки? И какая судьба ожидает тот лайнер
Ил-96-300 с надписью Cubana, который первым встречал посетителей прошедшего МАКСа? Он сделан воронежцами для Фиделя Кастро. В свободное от международных визитов команданте время самолет должен выполнять коммерческие рейсы - возить пассажиров. До Кубы-то этот самолет долетит без проблем. Вот только сможет ли сесть без этих самых проблем?
Проблема, перед которой встали все владельцы Ил-96-300, может оказаться более чем серьезной. Вряд ли нашей авиационной промышленности удастся скоро устранить несоответствие агрегатов УГ-151-7 "требованиям чертежа", и как быть с самым большим отечественным пассажирским авиалайнером, считавшимся едва ли не самым надежным в мире, похоже, сейчас не знает никто.
Досье "РГ"
Ил-96-300 - дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, изготавливаемый Воронежским авиационно-строительным объединением (ВАСО).
Проект разработан в 1978 году, в регулярной эксплуатации - с 1993 года. Самолет Ил 96-300 предназначен для перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на воздушных магистральных линиях протяженностью до 11 000 км. Всего в эксплуатации 13 самолетов, два - в компании ГТК "Россия", 6 - в "Аэрофлоте", 5 - в российских авиакомпаниях.
Летно-технические характеристики самолета:
Размах крыла, м 60.10
Длина самолета, м 55.30
Высота самолета, м 17.50
Площадь крыла, м 2 391.6
Масса, кг - пустого самолета 117 000, максимальная взлетная - 250 000
Тип двигателя - 4 ТВД Соловьева ПС-90А
Тяга, кгс 4 х 16000
Крейсерская скорость, км/ч 900
Количество членов экипажа - 4