23.08.2005 03:00
Общество

Выпускники педвузов не идут работать в школу

По данным Рособразования, в стране не хватает 50 тысяч учителей
Текст:  Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3854)
Читать на сайте RG.RU

Кто он, среднестатистический российский учитель? Чаще всего это женщина 45-55 лет, мать одного или двоих детей, часто не замужем или разведена. Нагрузка - 30-35 часов (работа в нескольких школах), классное руководство, факультативные занятия и спецкурсы. Грустные глаза, хронические и профессиональные заболевания, одежда опрятная, но с оптового рынка, разговоры с домашними только о работе (вся жизнь - это дети и уроки).

По словам Владимира Чигвинцева, учителя английского языка с 16-летним стажем из поселка Восточный Серовского района Свердловской области, одна из главных бед нашей школы - перегруженность учителей и невозможность развиваться, расширять свой кругозор. Часы - это то, за что бьются педагоги, чтобы хоть как-то свести концы с концами. "Статус-кво" современного учительства очень точно отражает анекдот. Поздний вечер. Пожилая учительница, нагруженная тетрадками, подходит к дому. Из парадного к ней навстречу выскакивает бандит и приказывает: "Отдай часы!" Старушка гордо выпрямляется: "Часы - ни за что! Возьми классное руководство!"

Спрашиваю у ректора Челябинского педуниверситета Виталия Латюшина: сколько учителей не хватает в Челябинской области?

- Даже трудно сказать, официальной статистики нет, - говорит Виталий Викторович. - Ведь все пенсионеры работают на две ставки - 36 часов в неделю. А то и на три. Представляете, как они надрываются?

Теперь понятно, почему в учительской, особенно на селе, чаще услышишь разговоры не о разумном, добром, вечном, а о рассаде, картошке и капустных грядках. Разумеется, говорят учителя и об учениках - их поступках, учебе, поведении.

- Учитель проводит с учениками гораздо больше времени, чем их собственные родители, - продолжает Владимир Чигвинцев. - Хотя внеклассные мероприятия государство, видимо, за работу не считает. А ремонты, субботники, праздники уж и подавно, хотя все их мы проводим в школе. А тут еще новации всякие правительство предлагает. Сколько себя помню, все время в школе идут какие-то реформы. То оптимизация по Бабанскому, то шестилетка, то семилетка, учебники то платные, то бесплатные, категории, разряды, федеральный, региональный компонент, единый экзамен, двенадцатилетка.

На учителя свалили столько дел, что не потянет ни один владимирский тяжеловоз. И он тащит, выбиваясь из сил, надрываясь, но везет. Но старшее поколение не вечно. В каждой школе сегодня почти сорок процентов кадров пенсионного и предпенсионного возраста. А смены нет.

- Непрестижной считается наша профессия, да и не слишком благодарной, горько резюмирует сельский учитель Чигвинцев. - Ибо такого пиетета, какой был к учителям в былые времена, теперь нет.

Молодые педагоги - явление в школе редкое. Ежегодно педвузы выпускают дипломированных специалистов, но для большинства из них знакомство со школой заканчивается практикой. Наиболее сильные и амбициозные студенты немедленно по окончании вуза начинают искать другую работу. Иногда находят очень приличную, так как образование все же держит планку.

Кстати, на некоторые факультеты в педвузах конкурс не просто держится, но и растет из года в год.

- Среди специальностей популярны иностранный язык и информатика, - комментирует начальник отдела министерства образования Ростовской области Сергей Махненко. - Без переводчика сейчас не обходится ни одна фирма, специалисты в области информатики и компьютеров тоже востребованы. А вот в школах вакансии учителей иняза и информатики остаются незаполненными. Когда я в свое время приехал по распределению на село, мне на следующий же день дали квартиру. Сейчас такого нет. Домов пустующих много, а денег на то, чтобы их выкупить, нет. А сейчас сельских учителей и вовсе лишили льгот за электроэнергию, бесплатного жилья. Они, работая за копейки, вынуждены думать, где добыть дрова.

А вот что рассказал "РГ" учитель года-2004, преподаватель истории в московской школе N 666 Андрей Лукутин:

- В школу, в которой я работаю, приходят на практику студенты исторического факультета педвуза. Спрашиваю, придут ли они работать в школу. Из десяти человек утвердительно отвечают двое-трое. "Мне нравится работать в школе, - говорят они. - Проблема в зарплате! Мне семью надо кормить. А линейки и мел они не едят". Семейные, как правило, больше года в школе не задерживаются.

Бывают, конечно, и исключения. Во многих школах за мизерную зарплату работают молодые и очень талантливые педагоги. Работают за идею "своей нужности детям". Но надолго ли их хватит?

- Из школы уходят мужчины, - сетует Андрей Лукутин. - Феминизация образования - это одна из самых пагубных вещей. Ведь только мужчины могут решить проблему настоящего мужского воспитания. Проблема еще и в том, что быть в нашей стране чиновником, юристом или менеджером куда проще, спокойнее, благополучнее, безопаснее, чем быть учителем. Социальный статус российского педагога очень низок.

А что делается, чтобы поднять престиж учительской профессии? Когда в последний раз был создан художественный фильм, посвященный учителю? Где наши лучшие учителя - гордость отечественной школьной педагогики? Да, существуют конкурсы "Учитель года", "Лучшая школы России". Но скажите, кто вспоминает учителей в повседневной жизни, в суматохе дел?

Став "учителем года", Андрей Лукутин и другие победители конкурса побывали в Великобритании. Для них оказалось откровением, что школа там сама формирует свой бюджет, выделяя просто огромные деньги и на зарплату, и на повышение квалификации педагогов. А ведь до революции и наши учителя ездили на отдых в Баден-Баден. Сейчас же для подавляющего большинства это сродни полету на Марс.

Только успешный педагог может воспитать успешного ученика. Об этом не пишется в официальных документах о приоритетных направлениях образования, но так оно и есть. И дело не только в финансировании. Дело в престиже педагогической профессии. Стоит только обществу поддержать школу, как это тут же становится ощутимо. Если этого не произойдет, то никакие миллиардные вливания в сферу образования уже не помогут. Да и дойдут ли они, как те выпускники педагогических вузов, до школы?

   Мнения

Екатерина Домченкова, начальник управления образования Мясниковского района Ростовской области:

- Учителя неохотно идут в сельские школы. Во-первых, зарплата даже для молодого специалиста слишком мала, во-вторых, нет жилья. Положение частично спасают "целевики". В нынешнем году к нам вернутся пять человек, которые отучились в Ростовском государственном педуниверситете по целевым направлениям. Однако желающих все меньше.

Вячеслав Подколзин, ректор Воронежского государственного педагогического университета:

- В школах области на новый учебный год образовалось примерно 700 вакансий. Выход мы нашли в целевом наборе в университет выпускников из сел. Кроме того, три года практикуется прием абитуриентов по областному заказу. Сельские школы направляют к нам лучших выпускников. Областная администрация финансирует их обучение, выплачивает стипендию, за что молодые специалисты обязуются вернуться домой. Примерно 80-85 процентов выпускников так и поступают.

Но как их удержать в сельских школах? Едут, как правило, на год-два. Возможно, чуть больше задержатся парни, на которых, пока они учительствуют в селе, распространяется отсрочка от призыва в армию. А дальше тот, кто поспособнее и лучше подготовлен, все-таки уезжает в города.

Подготовили Евгения Лежанина, Юлия Кривошапко

Образование