25.08.2005 01:30
Общество

Сергей Михалков остается у дел

Патриарх детской литературы остается на боевом посту
Текст:  Александр Щуплов
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (229)
Читать на сайте RG.RU

- Сергей Владимирович, следите ли вы за современной детской литературой и с кем из современных авторов связываете будущее российской детской книги?

- О современной детской литературе я имею представление, поскольку регулярно, хоть и вопреки моему желанию, мне доставляют книги, рукописи, аудиокассеты с просьбой оценить материал, дать рецензию. Однако я, как правило, отказываюсь от такой работы, пусть даже мне и обещают за нее заплатить хорошие деньги. Мне такой "доход" не нужен категорически. За свою долгую жизнь я сумел скопить приличный капитал. Он весь - в трех составляющих. Это мои дети и внуки, мои читатели и мои труды. От этого капитала я никогда не откажусь...

- Детские книги в настоящее время - довольно-таки дорогое удовольствие. Что, на ваш взгляд, можно было бы сделать для развития и пропаганды настоящей детской литературы?

- Цены на детские книги не просто высокие - заоблачные! Да, на прилавках появилось множество прекрасно оформленных детских книг, главным образом для дошкольного возраста. Но по тем ценам, которые диктует рынок, лишь немногие родители могут позволить себе их приобретать. Здесь кроется очень опасная для общества мина: Россия и Беларусь, как и остальные республики Советского Союза, всегда были странами читающими, самое хорошее литературное образование в рамках школьной программы было у нас. И, конечно, немаловажную роль в становлении личности играла литература детская. Государство просто обязано взять на себя издание и подбор детских книг. Пусть эти книги не будут такими красочными и сверкающими, как издания для богатых. Но они должны быть, прежде всего, наполнены хорошими стихами, рассказами, сказками. В СССР бесперебойно работала система издания книг для подрастающего поколения. Издательство "ДетГИЗ", позже - "Детская литература" многотысячными тиражами выпускало книги для детей всех возрастов, большая часть издаваемой литературы направлялась в библиотеки страны. Почему бы сейчас не озаботиться этой проблемой?

- Над вы чем работаете сейчас? Что у вас, как говорится, "в чернильнице"? Дописываются ли мемуары?

- Моя основная работа сейчас связана с возрожденным сатирическим журналом "Фитиль", где я по-прежнему главный редактор, а также с Международным Содружеством писательских союзов (МСПС), председателем которого я являюсь. Большую часть времени я уделяю МСПС, вместе с коллегами мы отлаживаем механизм его работы. Мне вполне хватает схваток и переживаний на этих двух постах. Мемуары? Переписывать не буду, но для своего архива иногда диктую на пленку те моменты своей жизни и воспоминания, которые не вошли в первую книгу. Этого будет вполне достаточно.

- Вы упомянули о "Фитиле" - киножурнале, ставшем знаковым в истории нашей культуры, в котором вы более 40 лет являетесь бессменным главным редактором. Журнал в довольно-таки "зрелом" возрасте. Можно ли ждать от него сюрпризов, и каких? Чем вообще нынешний "Фитиль" отличается от прежнего?

- "Фитиль" - уникальнейшее явление культуры нашей страны. Ни в одном государстве мира нет, да, пожалуй, и не будет ничего подобного. В СССР наблюдался дефицит морали и нравственности - сейчас же ситуация гораздо худшая. Не уверен, что "Фитиль" может что-то изменить в этом плане, но попытаться определить ориентиры необходимо. Очень надеюсь, что сатира у нас есть... Правда, она почти незаметна, ее подменил площадной юмор, компромат всех видов и мастей. Писатели-сатирики, якобы борясь с пороками, шутят ниже пояса. И этим второсортным товаром заполнены буквально все телевизионные каналы... Люди приучаются смотреть всю эту дрянь и в конце концов верить, что это и есть настоящая сатира... А сатира - это умное, ироничное, если хотите, злое осмеяние действительно насущных проблем, вот что такое сатира! Ей надо учиться, ее надо чувствовать. В 60-е годы наш сатирический киножурнал был создан для целенаправленной борьбы с негативными явлениями в жизни страны. Даже трудно представить себе, сколько взяточников, разгильдяев, расхитителей и прочих негодяев "благодаря" "Фитилю" пошли под суд или лишились своих постов. Каждый выстрел-сюжет "Фитиля" был стопроцентно снайперским. Года не прошло со дня выхода первого номера киножурнала, как съемочные группы "Фитиля" стали самыми нежеланными гостями там, где творилось беззаконие. Ревизоров и контролеров боялись меньше, чем безобидных внешне корреспондентов с кинокамерой.

- Помнится, в былые годы лучшие советские киноактеры считали за честь сняться в "Фитиле"...

- Какие имена! Фаина Раневская и Евгений Леонов. Михаил Пуговкин и Владимир Этуш. Валерий Носик и Анатолий Папанов, Ия Саввина и Людмила Касаткина - звезды советского кино!.. Не хватит никакой газетной площади, чтобы перечислить всех. Любой эпизод с их участием можно смело называть шедевром. Советский "Фитиль" оставил глубокий след в душе каждого гражданина великой страны.

Весной прошлого года "Фитиль" возродился на телеканале "Россия" теперь уже в качестве телевизионного сатирического журнала. Аудитория "Фитиля" выросла, одновременно его смотрят по воскресеньям несколько миллионов зрителей. Для кого же вновь зажгли "Фитиль"? В первую очередь для зрителей. Недаром же, всего за год существования тележурнал вошел в первую двадцатку самых популярных и любимых народом передач. И конечно, "Фитиль" горит для своих главных "героев" - за годы реформ, катаклизмов и преобразований в стране не стало меньше мздоимцев, чинодралов, воров, несунов, хамов... Им не по вкусу пришлись сюжеты нового "Фитиля". У них вызывает изжогу узнавание себя в образах, созданных актерами. Все чаще "герои" задумываются над будущим, когда видят, как их "коллег" освещает во всей красе сатирический тележурнал. Нам нужен "Фитиль", нам нужен он как еще один дополнительный орган борьбы с самыми отвратительными явлениями в нашей жизни.

- Какова новая команда "Фитиля"?

- Сатирический тележурнал был возрожден во многом благодаря содействию и прямому участию председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина. Был создан общественно-редакционный совет, куда помимо Степашина вошли аудиторы Счетной палаты, представители министерств, видные общественные и политические деятели. Многие сюжеты "Фитиля" основаны на проверках, проводимых аудиторами Счетной палаты. И команду нового "Фитиля" мы формировали на общем собрании. "Фитиль" всегда отличался тем, что в его команде собирались только лучшие. Лучшие актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, монтажеры... Когда встал вопрос о выборе главного продюсера нового "Фитиля", я предложил кандидатуру Игоря Угольникова. Думаю, это был самый правильный выбор, и он себя оправдал. Игорь Станиславович (для меня он, конечно, просто Игорь) развил бурную деятельность. Ведь помимо новых игровых, мультипликационных и документальных сюжетов под его руководством было восстановлено свыше 400 сюжетов старого "Фитиля" - это труд адский, муторный, сродни работе ювелира. Теперь, когда в воскресном выпуске "Фитиля" наши зрители видят наряду с новыми и эпизоды из старого киножурнала, они могут сравнить, насколько изменилось общество, какие проблемы отпали сами собой, а какие остались прежними.

- Сегодня "Фитиль" становится межгосударственным - к участию в его работе подключилась Беларусь...

- Хотелось бы, чтобы на этот вопрос ответил генеральный продюсер ТСЖ "Фитиль" Игорь Угольников - он принимал самое деятельное участие в привлечении Республики Беларусь к работе в нашем проекте.

Игорь Угольников: "Фитиль" перешагнул границы СНГ. Мне неоднократно приходилось слышать от друзей, посещающих "ближнее зарубежье" - Украину, Молдову, разумеется, Беларусь, о том, что на рыночных развалах в этих государствах они встречают "пиратские" кассеты с записями нашего журнала. В работе последнего общественно-редакционного совета журнала приняли участие члены Исполкома Союза России и Беларуси во главе с Павлом Бородиным. Было решено расширить поле деятельности нашего сатирического журнала. Надеемся, что уже в этом году "Фитиль" будут смотреть не только в России, но и в союзной Беларуси".

Павел Бородин сказал в своем обращении к членам общественно-редакционного совета буквально следующее: "Белоруссии тоже нужен "Фитиль". Проблемы, затрагиваемые в тележурнале, во многом схожи с проблемами Союзного государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко распорядился заключить с российским ТВ договор, по которому "Фитиль" будет демонстрироваться по белорусскому телевидению, а часть сюжетов будет сниматься в Беларуси на "местные" темы. И просил всем вам передать: "И у нас есть недостатки, с которыми необходимо бороться таким грозным оружием, как сатира..."

- Этот момент не может не радовать, - вновь вступил в разговор Сергей Михалков. - "Фитиль" вновь стал союзным, а значит, еще более значимым инструментом в борьбе с самыми неприятными, отвратительными явлениями, мешающими нормальной жизни граждан наших братских стран.

- Сергей Владимирович, что бы вы пожелали читателям газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия", которые одновременно являются читателями ваших книжек и зрителями журнала "Фитиль"?

- Вашу газету, помимо рядовых граждан, читают люди, облеченные властью: министры, депутаты, главы администраций. Как-то в разговоре с одним из известных депутатов, я услышал такую фразу: "Получаю сотни писем от избирателей с различными жалобами, но на все из них реагировать просто нет времени". Хочу через вашу газету обратиться ко всем депутатам и министрам с предложением - давайте решать многие проблемы совместно! "Фитиль" для того и горит, чтобы разбираться в самых запутанных вопросах, чтобы помогать гражданам в решении их проблем!

Образ жизни