25.08.2005 01:00
Происшествия

Мошенники зарабатывают на ОСАГО

Воронежские автолюбители все чаще становятся жертвами мошенников
Текст:  Ирина Мелехова (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (3856)
Читать на сайте RG.RU

В Воронежской области в стадии судебного разбирательства находятся несколько уголовных дел, связанных с махинациями по ОСАГО. Сотрудники правоохранительных органов с напряжением ждут обвинительных вердиктов: уж больно долго пришлось раскручивать мошеннические цепочки…

Списано!

Рано или поздно страховаться приходится всем владельцам "железных коней". И первое, с чем сталкивается страховщик – с проблемой выбора надежной компании. Вот на этом этапе и выстраивается первый круг афер. Связан он с подменой действительных полисов на фальшивки. Как правило, подложными документами торгуют агенты-любители от громкого имени страховой компании. Второй вариант мошенничеств – списание полисов с последующей их продажей и получением реальной прибыли. Но уже не в фонд компании, а в собственный карман.
Одно из уголовных дел, разворачивающихся в Воронеже, имеет именно такую подоплеку. Выявить мошенника удалось уже спустя много месяцев после свершенного им обмана. Все началось банально – застрахованная машина попала в аварию. Но, когда дело дошло до решения проблемы с возмещением ущерба, выяснилось, что в списках нет такого клиента, а страховой полис, предъявленный автовладельцем, давным-давно списан. Произошло это "благодаря" работе страхового агента – 30-летнего Евгения Г., который, впрочем, к тому времени в компании уже не работал. В ходе следствия выяснилось, что по списанным полисам воронежские дороги бороздят еще 17 машин, также некогда застрахованные с легкой руки Евгения. Предположительно, чистая выручка страхового агента в результате махинаций составила более ста тысяч рублей.
Еще одно дело провернули уже не сами агенты, а их руководители. Двое из них – не самые большие начальники филиалов страховой компании. Они-то собственно и занимались списыванием "негодных" полисов. Клиентов в базу не заносили, выручка же направлялась мимо кассы прямиком в карманы мошенников. Главный офис компании о махинациях своих подчиненных ничего не знал. Как выяснилось, эти руководители обналичили десятки страховых полисов. Уголовные дела были возбуждены по статьям 160-ой УК "Присвоение вверенного имущества" и 159-ой "Мошенничество".
И в том и другом варианте автовладельцы, затратив немало сил и средств, все-таки получили законные выплаты.
– Если исходить из мировой практики, внедрение страховых систем, аналогичных ОСАГО, сначала неминуемо возникает всплеск мошенничеств, – пояснил нашему корреспонденту заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД области Сергей Воложинов. – Как только появляются новые нормы и правила, сразу же находятся желающие их обойти.

Транзитом через Интерпол

Случаи мошенничества с заказом иномарок из-за границы также нередки. Вот пример: воронежец заказывает иномарку, машину пригоняют "из-за бугра" в столицу Черноземья. Спустя некоторое время выясняется, что автомобиль давно в розыске у Интерпола, после чего начинается долгая судебная тяжба. Подобных дел масса – и в областном, и в районных судах.
Это отлаженная схема также непосредственно связана со страхованием. Условно говоря, владелец страхует свою машину от угона. К нему приходит покупатель из России. Приобретает этот автомобиль с условием, что владелец, спустя какое-то время, подает машину в розыск. В результате, владелец получает деньги за машину, за страховку и еще процентов 30 с "навара".  Автомобиль перегоняют. Тут его продают по цене, превышающей реальную стоимость. Причем покупателя заранее предупреждают, что машина в розыске, но изымать ее уже никто не будет. Затем продавцы "умывают руки", а покупателю приходится бесконечно ходить по судам…

Наезд по расчету

Нередко кроме недобросовестных сотрудников страховых компаний обойти закон об ОСАГО пытаются и автолюбители. Говорить о конкретных делах в этом направлении еще рановато. Но, тем не менее, у правоохранительных органов есть на примете автолюбители, которые, застраховавшись сразу в нескольких компаниях, спровоцировали аварии и теперь пытаются получить компенсацию со всех сразу. Такая ситуация возможна по причине  отсутствия единой страховой базы. Достаточно вспомнить многочисленные подставные аварии с машинами, специально поставленными на совершение ДТП. Правда, преступники уже получили заслуженное наказание и пока больше не тревожат покой мирных автолюбителей.
Не остались в стороне и инспекторы ГИБДД. На некоторых из них тоже имеется досье. Вот только разрабатывать их ГУВД не в праве - это прерогатива службы собственной безопасности. А дела уполномочена заводить только прокуратура  по заявлению от пострадавшей стороны – страховой компании, которая подозревает, что в том или ином деле замешан инспектор ГИБДД.
Роль инспекторов в некоторых случаях махинаций сводится к посредничеству. Суть проста: инспектору просто-напросто необходимо составить протокол о мнимом ДТП с участием двух автомобилей, один из которых якобы скрылся с места аварии. Хотя в реальности фигурирует только одна машина. Ее владелец таким образом срывал немалый куш от страховой компании. Причем не исключено, что посредством одной и той же "пострадавшей" машины и регулярных инсценировок аварий за год можно получить десяток компенсаций.
Если судить по динамике мошенничеств в сфере ОСАГО, то их разные формы и виды уверенно кочуют по стране, перебираясь из одного города в другой. Но ни один  вид не исчез после вынесения приговора суда. Там не получилось, значит, где-нибудь еще получится.

Инспекторский жезл

Сотрудники ГИБДД об ОСАГО до сих пор отзываются нелестно: много головной боли  доставляет. Цель – снижение аварийности, которую преследовали законодатели, не достигнута.
– Наш сотрудник обязан выезжать на любую аварию, – говорит начальник пресс-службы управления ГИБДД Воронежской области Алексей Власов. – Сотрудников не хватает. Автовладельцы стоят и часами ждут инспектора. Создаются пробки. Ведь изначально была идея внедрить западную систему, решать проблемы посредством обмена страховых полисов и выезда страховых агентов. Вроде бы у нас тоже хотят создать институт страховых комиссаров. Но когда он начнет действовать – неизвестно.
И еще, в чем уверены сотрудники УГИБДД, это то, что пока на рынке будет действовать масса мелких страховых фирм, толку не будет. Достаточно нескольких крупных компаний, и тогда все дела по выплатам будут решаться быстрее. Уважающая себя компания не будет хитрить, занижая реальный ущерб от ДТП, чтобы урвать кусок прибыли.
Если рассуждать здраво, то занижение, а в некоторых случаях и попросту отказ от страховых выплат, есть нарушение закона. Вот только ответственности, в данном случае уже не автогражданской, а уголовной, за обман тысяч автовладельцев почему-то никто не несет.
– Пока нам не удалось доказать, что между некоторыми страховыми компаниями и организациями, производящими оценку, существует сговор. Это очень сложный процесс, – говорит Сергей Воложинов. – Но информация такая есть.
Нередко в процессе страхования, сумма которого складывается из многих коэффициентов, производятся мелкие махинации – в документы вносится другой год выпуска автомобиля,  иной объем двигателя. Разобраться во всем этом может только опытный адвокат.
Как избежать всех этих запутанных сетей простому автолюбителю, в один прекрасный день пожелавшему застраховать свою машину, ответить пока не сможет никто. И нельзя быть до конца уверенным в том, что вы "все правильно сделали"...

Криминал Воронеж Центральная Россия