26.08.2005 02:50
Общество

Татьяна Дмитриева: Пищевые добавки - это не лекарства

Текст:  Татьяна Дмитриева (директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского) Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3858)
Читать на сайте RG.RU

Никифоров, Москва: "Скоро первая годовщина трагических событий в Беслане. Врачи вашего Центра тоже принимали участие в помощи пострадавшим. Нуждаются ли они в дальнейшей реабилитации?"

- Практически все пострадавшие в Беслане на протяжении всего года нуждались в помощи и реабилитации. Многим врачи, конечно, помогли, но часть людей, особенно те, кто потерял близких, еще будут нуждаться в длительной реабилитации и поддержке. Последствия таких стрессов одинаково тяжелы и для детей и для взрослых, однако у детей резервные возможности организма выше, и они легче переносят потери, чем взрослые, и быстрее восстанавливаются. С другой стороны, психические нарушения вследствие стресса у детей проявляются более скрытно, чем у взрослых, иногда не замечаются врачами без специального опыта, поэтому детей приходится обследовать более тщательно.

Работая в Беслане, наши врачи столкнулись с тем, что некоторые дети вообще отказались ходить в школу, с ними была проведена специальная психотерапевтическая работа, в этом году они продолжат учебу. "Вторичными жертвами" Беслана стали и жители других городов, но здесь стресс и страх больше испытали родители, чем сами школьники.

Зайнутдинова Вера, Новосибирск: "Заканчиваются каникулы, и настрой у детей разный. К примеру, мои двойняшки-второклашки очень нервничают, даже стали хуже спать. Что можно сделать, чтобы адаптация к учебе прошла легче? Кстати, по себе замечаю, что первые дни после отпуска тоже психологически очень трудные".

- Установите причину тревоги и переживаний детей, возможно, им просто передается понятный психологический настрой взрослых. Полагаю, через это регулярно проходят все родители и дети. Вспомните вместе с детьми самое лучшее из школьных событий - праздники, мероприятия, общение с друзьями, заинтересуйте детей этими стимулами. Могу порекомендовать устроить несколько игровых уроков в семье на самые интересные темы - о космосе, животных, разных странах; дайте детям задания что-нибудь найти в книгах, нарисовать. Это и сблизит вас с детьми, и поможет настроиться на школьные будни. В свою очередь, эмоциональный настрой детей поможет и вам лучше адаптироваться после отпуска, сделает "взрослые" проблемы не столь актуальными, благоприятно скажется на самочувствии.

Шепелева, Калуга: "Сейчас многие больные люди используют пищевые добавки. Кто-то божится, что они помогают, кто-то, наоборот, утверждает, что впустую истратил деньги. Чего больше в этих горошинах и капсулах: полезных веществ или психологического настроя на выздоровление?"

- Пищевые добавки - это не лекарства. Если действие лекарства изучается в среднем 20 лет, то лечебный эффект пищевых добавок вообще не проверяется. Нет никаких обширных данных, статистики, демонстрирующих действие добавок, есть высказывания отдельных людей или заключения отдельных клиник.

Безусловно, вера в выздоровление как вера в альтернативную лекарственную терапию в противовес общепринятой существует и может давать результаты. Но дело даже не в наличии положительного эффекта - под сомнением их безвредность! Например, сейчас запрещен выпуск некоторых пищевых добавок для похудения: выяснилось, что в их составе - запрещенные компоненты, в частности - наркотические вещества.

Колесова Татьяна, Мирный: "Что наука думает по поводу вундеркиндов? Слышала, что вредно развивать у детей какую-нибудь способность в раннем возрасте: могут отставать другие".

- Считается идеальным, когда примерно все функции и возможности организма и личности развиваются одинаково. Но таланты всегда "на грани". В раннем школьном возрасте ребенок может проявить чудеса своих способностей. Но если это не подхвачено, не востребовано, не нашло жизненной колеи, такой ребенок может оказаться плохо адаптированным в других ситуациях. Поэтому вундеркинды требуют особого внимания и ориентации в жизни. Как правило, талант бывает уязвим. Развивая одну сторону своей натуры, такие дети абсолютно беззащитны. Говорят, что специалист подобен флюсу: он развивается в одном направлении. В таком случае и талант подобен флюсу.

К сожалению, около вундеркиндов редко находятся люди, которые готовы всю жизнь их поддерживать. Поэтому мало кто из способных детей становится выдающейся личностью. По причине той самой дисгармонии общего развития. Несколько лет назад к нам в Центр обратилось несколько "вундеркиндов" за подтверждением своих способностей. Они якобы были способны воспринимать мысли на расстоянии. Но серьезных отличий от других людей мы у них не обнаружили.

Здоровье