26.08.2005 00:00
Русское оружие

Уникальный поезд-ракетоноситель отправят на переплавку

Списан единственный в России боевой железнодорожный комплекс. Костромичам остались проблемы
Текст:  Алексей Малахов (Костромская область)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (3858)
Читать на сайте RG.RU

Последний парад

Накануне личный состав дивизии выстроился на плацу - перед последним торжественным прощальным парадом, который принял командующий 27-й ракетной армией Владимир Гагарин. Генерал-лейтенант выразил благодарность всем ракетчикам от имени главкома ракетных войск стратегического назначения, а также вручил особо отличившимся воинам государственные награды.
Знамена части подлежат теперь сдаче в архив Министерства обороны - через два дня после парада с боевого дежурства снята вся дивизия. Отправлен в утиль на один из уральских заводов и находившийся здесь много лет на вооружении уникальный БЖРК. Этот состав-ракетоноситель состоял из двадцати вагонов с защищенными броней имитаторами вместо окон, включающий купе для офицеров и прапорщиков, плацкарты для солдат, медпункт, столовую, автономную электростанцию и, естественно, командный пункт.

Ракетчики торжественно простились со ставшим для них родным поездом, на котором верой и правдой служили Родине. Резка его на части под контролем представителей США станет отныне новой составной частью совместной российско-американской программы сокращения ядерных вооружений.

Слово "ромашка" давно означало для некоторых посвященных костромичей не только название скромного полевого цветка. Так ласково именовали военные свою пусковую установку за то, что крыша этого вагона аккуратно раскрывалась при боевой тревоге словно лепестки. Не менее безобидным казалось и принятое здесь название станции, где при замаскированной охране за несколькими рядами колючей проволоки дислоцировался БЖРК. Железнодорожный пункт Василек в трех десятках километров от Костромы не обозначен на обычных географических картах. Тем не менее, интерес к этой точке области в мире давно был весьма велик.

В начале демократичных 90-х годов, говорят, посетила скромный костромской Василек даже делегация американских военных. А все потому, что вроде бы обычные рефрижераторы несли в своем чреве грозное современное оружие - межконтинентальные баллистические ракеты SS-24. Единственное видимое отличие ракетного поезда от стандартного подвижного состава состояло в том, что у более тяжелых военных вагонов насчитывалось по восемь осей. Недаром в свое время секретным приказом предписывалось уложить усиленные пути на всем протяжении предполагаемого следования БЖРК, который мог нести боевое дежурство в радиусе до полутора тысяч километров от места постоянной дислокации.

Американцы, по слухам, очень удивлялись тому, как нашим отечественным изобретателям удалось разместить в стандартном вагоне значительно превышающую его по длине ракету, способную нести ядерные боеголовки. Ларчик открывался просто - конструктор Владимир Уткин при разработке сопла и носового обтекателя использовал принцип складного пластмассового стаканчика. Как только грозная "начинка" поднималась над лепестками "ромашки", обе эти части тут же послушно распрямлялись.

Реальный пуск более чем 100-тонной ракеты с твердотопливным двигателем, предназначенной для поражения снабженных мощной защитой объектов потенциального противника, вплоть до подземных шахт со стратегическими ракетными комплексами, произошел с костромского БЖРК всего один раз. Костромичи точно поразили тогда учебную цель на далеком камчатском полигоне. Американцы так и не смогли определить координаты места старта.

Дивизия и БЖРК становятся теперь частью истории РВСН и костромского края. Жители местной сельской глубинки до сих пор пользуются бетонными автомобильными дорогами, построенными военными еще в те времена, когда на территории области располагались ликвидированные ныне ракетные шахты. Те бывшие офицеры и прапорщики, у кого уже есть необходимая выслуга лет, ищут применение своим силам  на "гражданке". А молодежь в погонах рассчитывает, что в самое ближайшее время отправится к новым местам службы в ракетных войсках.

Поезд ушел

Костромские городские власти и представители военных усиленно выясняют тем временем служебные взаимоотношения на коммунальном фронте.

В более чем пятидесяти жилых домах областного центра на улицах Шагова, Никитской, Скворцова и в Сосновых проездах, непосредственно прилегающих к ликвидируемой военной части, несколько месяцев подряд отсутствует горячая вода. В таком же бедственном положении находятся вблизи места расположения дивизии два детских сада, общеобразовательная школа и поликлиника.  Выявлено более десятка порывов на сетях, но еще в мае ремонтные работы на них были приостановлены.

До последнего времени в управлении жилищно-коммунального хозяйства города считали, что военные не готовы вкладывать в ремонт необходимые средства. А представители КЭЧ, расположенной в городе Тейково Ивановской области - именно ей пока принадлежат ветхие костромские коммуникации, - утверждали в свою очередь, что причину задержки сроков надо искать в действиях муниципалитета областного центра.

Служебная переписка по этому поводу не давала ощутимых результатов. Однако в результате недавних переговоров в мэрии с участием начальника КЭЧ Алексея Катринича воз, кажется, немного сдвинулся с мертвой точки. Представители Министерства обороны заявили, что возьмут на себя ремонт сетей, а городская администрация все же выплатит военным полуторамиллионный долг за коммунальные услуги, значительную долю которого составляет задолженность населения по квартплате. Часть денег уже поступила на счета КЭЧ и должна быть направлена исключительно на реконструкцию коммуникаций, которые к 1 сентября должны быть приведены в относительный порядок. Администрация города готова перечислить остальные средства, но не гарантирует, что деньги пойдут именно на ремонт сетей. Причина такого опасения - неисполнение, по мнению городских чиновников, постановления правительства о возмещении затрат на приемку объектов от Минобороны на сумму 37 миллионов рублей.

Вторая проблема связана с ветхой ведомственной военной котельной, при помощи которой отапливаются оказавшиеся без воды здания. Из пяти ее котлов в рабочем состоянии на пороге грядущего отопительного сезона находятся лишь три.  Региональные власти почти не имеют возможностей повлиять на ситуацию, так как котельная находится пока в собственности Министерства обороны. Глава администрации города Ирина Переверзева заявила на днях, что намерена лично решать наболевший вопрос непосредственно в столице.

Чиновные баталии

Еще один камень преткновения, в том числе катализированный процессом расформирования ракетной дивизии - затянувшийся спор вокруг сноса двух панельных аварийных пятиэтажек на улице Никитской под номерами 114 и 118. Жили здесь преимущественно семьи уволенных в запас военнослужащих и их действующих коллег. Год назад большая часть обитателей каменных многоэтажных "времянок" переехала в новые квартиры. Но старые дома стоят, угрожая внезапным обвалом стен, установленных на ослабленных фундаментах, а также возможным взрывом газа, замыканием электропроводки и тому подобными "прелестями".

Пять здешних семей не устроили предложенные в свое время военными варианты обмена жилья. Дело затянулось из-за того, что Министерство обороны первоначально выделило всего 118 квартир вместо 120 в домах, подлежащих сносу. Не учтены своевременно требования к качеству нового - однокомнатных и трехкомнатных квартир оказалось больше нормы, в то время как требовались преимущественно двухкомнатные. Прежнее жилье находилось в собственности граждан, а новое многие будущие владельцы до сих пор не могут оформить в собственность из-за казуистики военных чиновников. В результате желание прежних хозяев пятиэтажек передать здания городу наталкивается на вполне понятное сопротивление чиновников муниципалитета, которые могут принять здания только после полного выселения жильцов. Острота проблемы усугубляется тем, что именно под этими домами проходят транзитные инженерные коммуникации. Их повреждения вполне способны парализовать нормальную жизнь в соседних зданиях.

Если бы испортивший всех, по утверждению классика, квартирный вопрос решился столь же четко, как прошел несколько лет тому назад единственный в своем роде пуск межконтинентальной ракеты из железнодорожной "ромашки" в районе костромского Василька! Пока об этом можно только мечтать. А те, кто отдал Родине годы службы в РВСН, надеются на скорый и благополучный исход баталий между военным и гражданским ведомствами накануне близких холодов.

Русское оружие Кострома Центральная Россия