Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров четко заявил, что слухи о кризисе ЕЭП потерпели фиаско, и президенты "приняли документ, обеспечивающий возможность динамичного движения к созданию ЕЭП". Но достаточно посмотреть, что заявляют высшие чиновники Украины, чтобы все-таки задаться вопросом - что произошло? Будет ли Украина интегрироваться с Россией? Выгодно ли это нам?
Завесу тайны начал срывать в среду секретарь Совбеза Украины Петр Порошенко. Он заявил, что переговоры закончились успехом для Украины, поскольку той удалось убедить партнеров начинать создание ЕЭП с зоны свободной торговли. "Документ, на котором стоит подпись Путина, Назарбаева, Лукашенко и Ющенко, говорит о том, что первым этапом создания Единого экономического пространства является создание зоны свободной торговли", - сказал он. В то же время он первым сообщил о некоем загадочном документе, в котором для Украины прописали особые условия. Наконец, третьей сенсацией стало его заявление о том, что президенты решили согласовывать свои интеграционные шаги с вступлением в ВТО.
Напомним, на чем настаивает Украина: формирование ЕЭП для нее должно начаться и закончиться именно зоной свободной торговли. Тогда как для остальной "тройки" стран ЕЭП - это прежде всего некий наднациональный орган, нечто вроде правительства ЕС в Брюсселе, который будет многое решать вместо национальных правительств. Накануне переговоров в Казани россияне выставили последний и, как им казалось, решительный аргумент в пользу наднационального органа. Координатор ЕЭП от России Дмитрий Сухопаров раскрыл секретный план за день до переговоров: Россия постарается убедить Украину, что зона свободной торговли просто не будет работать без наднационального органа. Украина однако не поддалась. По словам президента Виктора Ющенко, "украинский парламент никогда не согласится на создание наднационального органа, и с этим нужно считаться". Именно поэтому пакет из 29 документов о зоне свободной торговли Украина готова подписать лишь частично (только 15 документов). Остальные, как говорит г-н Ющенко, "будут изучены дополнительно", однако итог уже ясен: "конституционно их воспринимать сложно".
Что такое для России зона свободной торговли без наднационального органа, то есть без регулятора? После присоединения Украины к ВТО - это бесконтрольный ввоз в Россию товаров со всего мира транзитом через Украину, причем товаров очень дешевых (Украина на переговорах с ВТО обнуляет импортные пошлины) и наносящих вред нашей промышленности. Что такое эта зона для Украины? Открытие колоссального рынка сбыта и реализация давней мечты - стать успешной "транзитной экономикой". Так зачем же, если верить г-ну Порошенко, президент России подписал такой документ? Интрига в том, что на самом деле ничего такого стороны не подписывали. Как говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, "если кому-то кажется, что Ющенко что-то подписал в Казани, то это заблуждение". Документы по ЕЭП изначально предусматривали зону свободной торговли как первую стадию Единого пространства, но стадию, за которой тут же, встык, последует создание наднационального регулятора. Президенты просто подтвердили, что формально остаются верны исконному принципу формирования ЕЭП, но без ратификации Украиной всех 29 документов о свободной зоне это "подтверждение" останется не более чем политической декларацией.
Таким же очень сомнительным результатом для Украины остается принятое в Казани решение интегрироваться, соотносясь с планами стран по присоединению к ВТО. Дело в том, что об этом еще парой недель раньше договорился в Киеве министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, встретившись с премьером Украины Юлией Тимошенко. Теперь Россия может заявить: "Хорошо, мы будем делать зону, но, вступая в ВТО, вы открыли все границы для внешнего мира, и нам надо решить, как с этим быть". То, что украинский чиновник преподнес как победу Украины, на самом деле - в интересах российского товаропроизводителя. И уж конечно, координация создания зоны и присоединения к ВТО не ускоряет для Украины получение этой вожделенной зоны, а наоборот, обставляет ее появление колоссальным количеством переговоров, в том числе, может быть, даже и не в Москве, а в Женеве или в суде ВТО.
Понимают ли все это в Киеве? Безусловно. В том числе и сам г-н Порошенко. Иначе зачем же он заявил, что ЕЭП невозможно в формате трех, без Украины? На самом деле ЕЭП возможно хоть бы и в формате двух. Но именно попытки спасти стремительно ускользающую от Украины возможность получить зону свободной торговли заставляют тамошних чиновников упрашивать машиниста подождать с отправлением поезда. Как говорит г-н Погребинский, Украина надеется получить от ЕЭП определенные выгоды, хотя на самом деле она "такой партнер, который не собирается идти до конца, но открыто говорить об этом ей неловко и не хочется".
В этом плане крайне показательна эволюция взглядов на ЕЭП самого г-на Порошенко. Сразу после создания этой организации (в 2003 году) он, тогда еще парламентарий, говорил, что Кучма подписал опасный для Украины документ, который, "к счастью, останется на бумаге. Это обычный предвыборный пиаровский ход, который не будет иметь никакого продолжения". Однако после победы "оранжевых", когда проект ЕЭП из "пиаровского хода режима Кучмы" стал частью наследства, полученного новой властью, и наследства выгодного, г-н Порошенко изменил точку зрения. Уже в мае этого года он советовал г-ну Ющенко активизировать переговоры о ЕЭП, поскольку "это отвечает стратегическим интересам Украины".
К сожалению, мало кто в нашей стране может внятно сформулировать, что даст нам Единое экономическое пространство в долларах, гривнах и рублях. Во всяком случае, публично таких оценок не было. Минэкономразвития видит лишь угрозы, что на общем фоне - уже достижение. В свое время ЕЭП задумывалось как чисто политический проект, ставящий целью затащить в интеграцию Украину любой ценой. Экономические задачи успешно решало и решает Евразийское экономическое сообщество, в которое вступили все, кто пожелал именно экономической интеграции. Свободное движение товаров, услуг, капитала и людей (четыре задачи ЕЭП) - это здорово, но считала ли Россия, каких товаров, чьих капиталов, куда и зачем? Ответы знает (на своем уровне) бизнес, который страдает от границ и разных правил игры, но бизнес знает и то, как все может обрушиться, если просто снять пограничные барьеры.
Хотя последние события говорят, что считать начинают. Во всяком случае, Россия пожелала перейти с Украиной на торговлю газом исключительно живыми деньгами и по мировым ценам. В Киеве прекрасно понимают, что это плата за отказ Украины строить взаимовыгодный вариант ЕЭП. Хорошо, если газовое требование - элемент нормальной прагматичной политики: получаете товар, платите столько, сколько он стоит. Но плохо, если это всего лишь рычаг, который могут убрать, как только политикам покажется, что гора сдвинулась.