02.09.2005 01:30
Культура

Все мужчины - морально тонконоги, утверждает художник Кузя Зверев

Слабые стороны сильной половины человечества показал художник Кузя Зверев
Текст:  Екатерина Пятунина (Ярославль)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3863)
Читать на сайте RG.RU

Себя художник-философ называет самым тонконогим из тонконогих. И даже к собственному автопортрету - соответственно, с большой головой, скромным туловищем и тончайшими ножками - написал эпический стих с говорящим названием "Мальчик-дегенерат". "Мальчик-дегенерат", похожий на Кузю, стоит на трех красных полосках, которые художник объясняет как три ступеньки, символизирующие опасность, неустроенность в жизни, тревожность. С этих ступенек можно в любой момент полететь.

- Жизнь, как любовь, - говорит художник, - никто не знает судьбы своей любви, пытаться угадывать и что-то предпринимать в связи с этим бесполезно.

Надо сказать, что сам Кузя Зверев, в жизни - Владислав Кузнецов, на дегенерата ничуть не похож и по телосложению и возрасту (около сорока) на тонконогого и неуверенного в себе мальчика не тянет. Хоть, когда рассказывает быстро и много, немного заикается и на вернисаже, зачитывая стихи к своим монументальным коллажам из тонконогих мальчиков, слегка даже краснеет от смущения, видимо, чувствуя, что его искусство, хоть и забавляет, но порой не находит должного драматического отклика в сердцах зрителей.

А посмотреть действительно есть на что. Среди тонконогих персон не только мальчик-дегенерат и его друзья-художники, но и исторические персонажи.

Пожалуй, наиболее трогательно смотрятся тонконогие декабристы, которые стоят гордо, с мальчишеским достоинством задрав головы на помосте перед казнью, как на подиуме. Тут же рядом, по соседству, тонконогий мальчик стоит на стуле. Художник объясняет, что некоторых мужчин как в детстве на стул поставят, так они там всю жизнь и простоят. Или спортивный пьедестал, на нем стоит победитель. Внизу скромная и пессимистичная надпись: "Сегодня он первый". Но, пожалуй, самое драматичное полотно: деревенский пейзаж, где папа-Буратино жестоко воспитывает своих отпрысков. На самом деле это не Буратино, а так называемый "косарь", и вместо носа у папаши и его детей - деревенские косы. Пейзаж называется: "Косари косят косьбу, я приехать не смогу". Смысл творения - "косари" косят деньги и воспитывают своих детей по своему образу и подобию.

Всего в коллекции Кузи Зверева более 1000 графических образов, высмотренных в жизни и придуманных. Они могут жить на маленьких картинках, могут становиться персонажами больших картин, участвовать в эпических творениях своего автора. В общем, кочевать с картины на картину. Кузя Зверев называет свой проект графическим театром: десятки героев порою встречаются на одном коллаже, чтобы организовать задуманное художником действие - допустим, постоять в очереди. К визуальному ряду часто добавляются стихи, как правило - ироничное четверостишие.

Художник считает, что женщина сильнее мужчины за счет инстинкта материнства, способного мобилизовать ее в любую минуту. У мужчины же столь высокой цели в жизни нет, поэтому он более беззащитен перед жизнью и подвержен страстям. Следовательно, главная цель - не поддаваться соблазнам или просто стараться их не замечать.

К слову, в театре Кузи Зверева нет ни одного женского образа. Это убежденная позиция художника - рисовать только то, что хорошо знаешь, в чем не можешь обмануть. Вот он и рисует тонконогую мужскую правду.

- Тонконоги в принципе все, - объясняет анатом мужских душ. - Абсолютно все не защищены перед жизнью, перед Господом Богом, перед судьбой. Сейчас очень много крутых, но они, по сути, тоже тонконогие - я не про бицепсы говорю, а про душевное состояние человека, его ощущение и понимание жизни. Нужно что-то делать, выходить из этого состояния.

Арт Ярославль Центральная Россия