И президент сказал. По сути, речь Владимира Путина, открывшая новый политический сезон, стала еще одним посланием, только таким, какого до вчерашнего дня не было, - социальным посланием. Причем в новых шагах социальной политики эксперты сразу же усмотрели легкий левый уклон, призванный дать понять обществу, что оно не чужое на нефтедолларовом празднике жизни. А чтобы левый уклон, как это часто бывает, не оброс популистскими лозунгами и желанием залезть в Стабилизационный фонд, Путин дал четкий сигнал собравшимся, что бюджет, который уже находится в Думе, надо принимать в том виде, в котором он и был сверстан, и решать социальные задачи за его счет.
"Расходная часть бюджета сформулирована таким образом, что позволяет решить многие задачи", - сказал Путин. Но именно это и не должно стать стимулом для депутатского торга. "Важно соблюсти все макроэкономические показатели с тем, чтобы не допустить роста инфляции, иначе она похоронит все наши благие намерения", - с явным намеком на то, что торг в данном случае неуместен, твердо сказал глава государства.
"Уверен, вы понимаете, что я имею в виду, мы можем тратить только столько, сколько заработали. Иначе влезем в долгострой на десятки лет или в случае изменения внешнеэкономической конъюнктуры влезем либо в долги, либо резко и болезненно сократим расходы", - сказал президент и призвал правительство и парламент "сохранить уже взятый хороший темп бюджетного процесса", и в первую очередь акцентировать внимание на приоритетах - здравоохранении, образовании, жилье.
- Прошу это учитывать при дальнейшей работе над бюджетом и воздержаться от таких решений, которые могли бы создать серьезные проблемы для развития России в будущем, - окончательно расставил Путин все точки над "i".
Дальше президент, судя по всему, решил перехватить инициативу у тех, кто под лозунгами "народной политики" вновь будет напоминать государству о долгах перед врачами, учителями, учеными и военнослужащими. И показать, что он, как глава государства, при наличии немалых денег в стране просто не может себе позволить пренебречь решением накопившихся социальных вопросов.
Ведь помимо принятых решений об увеличении заработной платы бюджетникам в полтора раза в течение трех лет Путин предложил ввести ежегодные поощрения до 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Кроме того, глава государства считает, что низкая зарплата педагогов - ключевая проблема российской школы, и предлагает перевести их на новую систему оплаты труда. "Здесь произошли те же самые проблемы, что и в здравоохранении при передаче всего и вся на муниципальный уровень без соответствующего обеспечения", - заметил он. По его мнению, необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания. В течение 2006 года президент предложил завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Наряду с этим установить и дополнительное, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов.
Для школьников, студентов и молодых специалистов будет учреждено не менее пяти тысяч грантов, сообщил Владимир Путин. Он считает, что таким образом можно "сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой". Впрочем, подобное поручение по повышению оплаты труда работников Российской академии наук президент уже давал в августе. "При некотором сокращении количества бюджетных ставок в течение 2006-2008 годов ежемесячная заработная плата квалифицированных научных сотрудников в среднем должна вырасти до 30 тысяч рублей, при этом заработная плата молодого поколения исследователей, от которых во многом зависят перспективы и динамика развития российской науки, должна увеличиться наиболее ощутимо", - заметил президент.
В следующем году помимо учителей и ученых Путин предложил увеличить зарплату участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики на 10 тысяч рублей, а медсестер - не менее чем на 5 тысяч рублей. А к 2008 году не менее чем в четыре раза должно вырасти число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь. "Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в регионах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток", - заметил президент. Министры, затаив дыхание, слушали Путина. Ведь решать новые задачи предстоит именно им. А глава государства не останавливался и обозначал новые ориентиры, заметив, что за два года вполне можно решить эту проблему. Правда, для этого надо прямо сейчас начинать работу. Как и на другие, на решение этих задач Путин предложил направить "существенные средства федерального бюджета".
Несколько приостановившись, он заметил, что проблемы здравоохранения не могут быть решены только за счет новых финансовых вливаний. "Нам нужны решительные, продуманные шаги по системной модернизации отрасли, и здесь нужно вести продуктивный диалог, в том числе с медицинским сообществом", - посоветовал президент.
Стоит заметить, что многие пункты социального послания напрямую совпадали с посланием-2004, которое правительству так и не удалось исполнить в полном объеме. Только сейчас Путин в отличие от того документа ставил конкретные сроки. Причем рассчитанные лишь на ближайшее время. К примеру, он потребовал увеличить к 2007 году объемы жилищного строительства не менее чем на треть. Несмотря на то что об ипотеке власти говорят довольно давно, он заметил, что в этой сфере "делается еще явно недостаточно". В связи с этим поручил завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Правительству же президент вновь напомнил о том, что необходимо разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
Вообще помимо среднесрочных задач, которые ставил президент перед членами правительства, Путин предлагал кабинету Михаила Фрадкова решить и краткосрочные. Тут он припомнил затянувшуюся работу по обеспечению жильем военнослужащих. "В месячный срок, - без обсуждений сказал Путин, - должны быть согласованы все требуемые документы и обеспечено полноценное функционирование накопительно-ипотечной системы для военнослужащих". Да и в целом посоветовал правительству уделять особое внимание проблемам военнослужащих и сотрудников правоохранительной системы. "Эти люди выполняют задачи по обеспечению безопасности граждан и государства, и вопросы их социального обеспечения должны решаться существенно более высокими темпами, а предлагаемые меры - учитывать специфику службы в армии, в иных силовых структурах и при этом находиться в общей логике наших действий по повышению качества жизни граждан России", - заметил глава государства. Кроме этого, по его мнению, "в гораздо больших объемах должны исполняться государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан".
Говоря о жилищных кредитах, Путин вспомнил и о сельхозпредприятиях, заметив, что они должны получить реальный доступ к кредитным ресурсам. А для этого из федерального бюджета надо выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок. При этих словах министр финансов, отличающийся особой любовью к селу, явно чувствовал себя не очень хорошо. "В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков", - заявил Путин.
В озвученной стратегии есть и планы по созданию Совета по реализации приоритетных национальных проектов, который президент будет контролировать лично. Путин считает, что в состав такого Совета могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил, экспертные и деловые круги. Именно им, судя по всему, предстоит концентрировать бюджетные и административные ресурсы на повышении качества жизни граждан России.
- У нас не должно быть бюджетопроедания, - заключил глава государства. - Но это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России.
Выступления спикеров Совета Федерации Сергея Миронова и Госдумы Бориса Грызлова мало чем отличались. По словам Миронова, в проекте бюджета на 2006 год заложено определенное финансирование социальной сферы, но нет предела совершенству. "Многое нужно улучшить, и есть возможность создать необходимые условия уже в бюджете 2006 года", - считает спикер Совета Федерации. "Действительно, мы можем рассчитывать на прорывные решения в социальной сфере", - уверен он.
Борис Грызлов же полагает, что на реализацию приоритетных социальных программ, предложенных президентом, потребуется в 2006 году не менее 100 млрд. рублей.
Спикеры верхней и нижней палат были солидарны и в том, что надо вернуться к идее снижения налога на добавленную стоимость. Премьер-министр Михаил Фрадков при этих словах торжествовал, ведь в лице народных избранников он нашел поддержку. Правда, экономисты при этом явно чувствовали себя не очень хорошо, поскольку именно они и были противниками снижения НДС.
Ключевым же на совещании, как считает Миронов, "было выступление президента, который дал очень адекватный ответ на вопрос: "Вот уже два-три года происходит улучшение в российской экономике, наблюдается благоприятная внешняя экономическая конъюнктура, а что нам, простым людям, от этого? Что мы получим?"