Бывший Кенигсберг, отмечающий в этом году свой 750-летний юбилей, город Канта и Вагнера, не случайно попал в карту международного конкурса, поскольку на протяжении всей своей истории, не исключая советской, оставался связанным с традициями европейской органной культуры. Жан Гийю, Лионель Рогг, Таливалдис Декснис, Гарри Гродберг и многие другие выступали на сцене, которая сегодня определяет лидеров молодого поколения органистов мира. Среди лауреатов предыдущих конкурсов известнейшие исполнители - Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды), Лада Лабзина, Екатерина Мельникова, Иветта Апкална (Латвия). Но особенность этого конкурса заключается, скорее, не в установлении исполнительской иерархии и порядка лауреатских имен, а в объединении молодых органистов из разных стран. Именно эта идея Веры Таривердиевой - о создании "органного братства" - определяет индивидуальный штрих и перспективы Калиниградского конкурса. Молодые музыканты, принявшие участие в состязании за главную награду - "Янтарного ангела", так же, как и члены Международного жюри, благодаря особой благожелательной атмосфере конкурса, оказываются связанными к финалу творческими и неформальными человеческими отношениями, достаточно редко, в силу специфики инструмента, возникающими в среде органистов. Так что по окончании конкурса органисты не расстаются, а объединяются в концертный состав, выступающий и в России, и за рубежом, а бывшие лауреаты становятся постоянными гостями или членами жюри конкурса.
Главным же результатом Калининградского конкурса стало то, что российская школа органного исполнительства, не обладавшая прежде международным авторитетом, получила признание у музыкантов разных стран мира. Исполнители-органисты и члены жюри конкурса Мари-Луиз Лангле (Франция), Джеймс Дэвид Кристи (США), Вольфганг Церер (Германия), Андрес Уибо (Эстония) признали, что сегодня существует такое же понятие русской школы органа, как и имеющие многовековую историю школы Германии, Испании, Англии, Франции. Для страны, не имеющей прочной традиции, выработанной опытом литургийной католической музыки, подобный стремительный взлет органной школы представляется уникальным. Ааре-Пауль Латтик, лауреат нынешнего конкурса, определил эту новую музыкальную ситуацию как "русский органный Ренессанс". И хотя среди лауреатов нынешнего конкурса российских органистов не оказалось, премии распределились следующим образом:
1-я премия - Иштван Матьяш (Венгрия), 2-я премия - Тарас Багинец (Украина), 3-я премия - Ааре-Пауль Латтик (Эстония), исполнение наших музыкантов было отмечено специальными призами и премиями. Премию "Надежда Отечества", которую традиционно вручает Георгий Боос, получила органистка из Москвы, ученица Наталии Гуреевой - Евгения Семеина, диплом конкурса - Наталия Рябкова из Нижнего Новгорода, премию "Радио "Россия" - Иконникова Юлия (Москва), премию Альфабанка - Юферова Юлия (Нижний Новгород), приз Северной Англии - Марина Вяйзя (С.-Петербург).
В обязательную программу конкурса, имеющего именное посвящение, входило и исполнение произведений Микаэла Таривердиева, открытых широкой аудитории благодаря Калининградскому конкурсу: концерт для органа "Кассандра", симфония для органа "Чернобыль". Специальную премию за лучшее исполнение этих произведений Вера Таривердиева вручила Иштвану Матьяшу. 25-летний венгерский музыкант впервые, по собственному признанию, дошедший на конкурсах до лауреатского финиша, был назван членами жюри "выдающимся органистом". Сжимая в руках "Янтарного ангела", он сказал: "Я потрясен. До этого я видел ангелов только во сне. Представьте, что я сейчас чувствую". Российским же органистам члены жюри предложили приезжать в Европу, чтобы иметь возможность стажироваться на разных инструментах и осваивать технику традиционных европейских школ. "Только жизнь в Париже очень дорогая..." - заметила Мари-Луиз Лангле. Возможно, дорога в Париж для молодых российских музыкантов окажется неподъемной, тогда их ближайшей перспективой вновь окажется Калиниградский конкурс органистов, где они смогут почувствовать себя частью уникальной профессиональной среды, проявляющей интерес к их судьбе и творчеству. Впрочем, западные музыканты оказались настолько заинтересованы в этом проекте, что предлагают отборочные туры следующего конкурса провести в Бостоне и Вене. Так что шансы получить "Янтарного ангела", скорее, опять окажутся у молодых музыкантов из Европы и Америки.